(16 августа 2021) Его наследие — сотни работ в музеях, на площадях и в парках городов Израиля и мира.
Игаль Тумаркин, знаменитый израильский скульптор и художник, лауреат Премии Израиля, умер в четверг, 12 августа, в своем доме в Тель-Авиве после тяжелой и продолжительной болезни. О его смерти журналистам сообщил сын художника, актер Йон Тумаркин, сказав: «Мне не верится, что это произошло».
Министр культуры и спорта Хили Трупер откликнулся на известие о смерти Тумаркина, назвав его одним из ведущих деятелей израильского изобразительного искусства. «Он оставил множество работ, свидетельствующих о его огромном таланте и неустанном трудолюбии». Трупер выразил соболезнования семье покойного.
Тумаркин родился в Дрездене (Германия) в 1933 году. Когда ему было 2 года, его мать и отчим бежали от нацистского режима в подмандатную Палестину. Со своим биологическим отцом, актером и режиссером Мартином Хельбергом, художник познакомился уже будучи взрослым.
Отслужив в ЦАХАЛе, Игаль Тумаркин начал изучать искусство ваяния в студии Руди Лемана в Эйн-Ходе, а в 1955 году уехал в Германию. Там он работал в постановочной части театра «Берлинер ансамбль», которым руководил Бертольд Брехт, и создал свои первые скульптуры из металла.
В 1957 году Тумаркин переехал в Нидерланды, работал театральным художником. Оттуда перебрался в Париж, где провел свою первую выставку. Посетителям были представлены скульптуры из промышленных отходов, бытового мусора, обломков старых машин.
В Париже Тумаркин познакомился с Тристаном Тцарой, основателем дадаистского направления в искусстве, и фотографом-новатором Маном Рэем. По возвращении в Израиль в 1961 году он попал под сильное влияние Ицхака Данцигера, одного из пионеров ландшафтной скульптуры, и попробовал свои силы в этом жанре. Среди работ Тумаркина этого периода — скульптурные группы в Араде и Димоне, композиция «Катастрофа и возрождение» на площади Царей Израиля (ныне площадь Рабина) в Тель-Авиве, памятник павшим воинам в Иорданской долине.
В 1966 году журналист Томи Лапид — будущий министр юстиции и отец нынешнего альтернативного премьера — писал о выставке Тумаркина: «Художник ведет с нами диалог через эмоции, зачастую — скрываясь за кривым зеркалом юмора. Он стесняется. Говоря с вами, он не глядит вам в глаза».
На протяжении многих лет художник сохранял живую связь с театральным миром, создавая оформление драматических и оперных спектаклей. Он вел постоянные колонки в израильских изданиях, опубликовал 11 книг, в том числе детских.
Тумаркин неоднократно представлял Израиль на престижных международных мероприятиях — таких, как биеннале в Венеции (1964), Токио (1967) и Сан-Паулу (1968). Его работы находятся в экспозициях музеев и в частных коллекциях, в скульптурных парках и на площадях многих городов Израиля и мира. Творчество Тумаркина удостоено множества премий.
Художник имел репутацию заядлого скандалиста. Он находился в состоянии постоянной войны с израильским истеблишментом, не стеснялся в выражениях, высказывая свое мнение по актуальным вопросам, а порой позволял себе весьма рискованные выходки.
Так, в 1980 году он привез на площадь Царей Израиля свинью, завернутую в тфилин, чтобы выразить протест против строительства поселений. За это его едва не отдали под суд. В 1998-м правление мемориального комплекса «Яд ва-Шем» удостоило Тумаркина премии Зусмана. Это вызвало столь бурные протесты, что церемонию вручения премий пришлось отменить.
Поэтому в 2004 году, когда Игалю Тумаркину была присуждена Премия Израиля, многие ожидали крупного скандала. Однако художник вновь удивил всех, заявив: «Я заслужил эту премию — и я ее получу. Точка».
Чуть позже он сказал: «Я хочу, чтобы обо мне судили по моему искусству и по тому, что я сделал для этой несчастной страны. Мы и вправду несчастные люди — едим друг друга поедом, да еще и грызем соседей. То и дело говорим о мире, только мира как не было, так и нет».
Тогда же Тумаркин в интервью «Едиот ахронот» иронически оценил свою репутацию, к тому времени вполне устоявшуюся: «Если я скажу, что хочу войти в память людей силой своего искусства, вы решите, что я хвастун. Если скажу, что считаю себя лучшим художником Израиля, вы решите, что у меня мания величия. Если скажу, что умею поднимать шум вокруг своего имени, вы подумаете: ну вот он опять шумит! Поэтому я не знаю, что вам сказать».