(16 ноября 2017) Сразу на двух столичных площадках – в Новой Третьяковке и в Еврейском музее и центре толерантности – 16 ноября откроются ретроспективы Эль Лисицкого. Его творчество оказалось хорошо известно в США и странах Европы, но мало знакомо российскому зрителю.
«В России нет ни одной живописной работы Лисицкого. И Третьяковская галерея, и Еврейский музей проделали огромную работу, чтобы получить их на выставку в Москву», – отметила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. В 1921 году Эль Лисицкий покинул Россию и до 1925-го жил в Германии. Его живописные проуны остались в Европе и практически все были раскуплены коллекционерами и музеями – еще при жизни художника.
Эль Лисицкий в творчестве опередил свое время. Подтверждение этому – ряд смелых проектов, которые так и не были реализованы. В 1920–1921 годах художник работал над эскизами к опере «Победа над солнцем» и задумал невероятное – на сцену он хотел вывести не актеров, а электромеханических марионеток. Постановка так и не была осуществлена, а от проекта остались лишь две папки набросков.
Еще один грандиозный по задумке проект Лисицкого – горизонтальные небоскребы, которые он хотел возвести в Москве. Проектировать их он начал в 1924 году и задумал построить восемь многоэтажек – на Садовом кольце в местах его пересечения с основными радиальными улицами. Для каждого небоскреба Лисицкий задумывал свой цвет, а в их опорах – спуски в метро и трамвайные остановки. Возводить строения художник хотел по особой системе – блоками, – чтобы предотвратить транспортный коллапс и не мешать жизни города. Из всех архитектурных проектов Эль Лисицкого был реализован лишь один. Им стала типография журнала «Огонек», построенная в Москве в 1932 году.
В 1930-х годах Эль Лисицкий в основном занимался выставочным дизайном и увлекся фотомонтажом.
Ретроспектива Эль Лисицкого в Новой Третьяковке и в Еврейском музее и центре толерантности продлится до 18 февраля 2018 года.