(25 апреля 2016) В Московском еврейском общинном центре и его окрестностях одновременно прошло свыше десятка седеров, собравших многие сотни участников.
Седер, на котором присутствовал корреспондент Агентства еврейских новостей, традиционно вел глава Департамент общественных связей ФЕОР Борух Горин, сразу подчеркнувший, что седер — самый драматический ужин в еврейской традиции.
«Здесь ребенку не рассказывают, а показывают то, о чем говорят», — сказал он.
Рассказывая о традиционных блюдах седера, Борух Горин отметил, что многие из них пришли к нам из времен античности.
Так, карпас — кусочки лука (в дальнейшем к ним добавилась картошка) — это легкая закуска римских времен, которая должна была возбуждать аппетит.
«Предполагается, что нужно наесться, для того, чтобы есть пасхальную жертву не из-за чувства голода, а потому, что так требует традиция», — подчеркнул он.
При этом существовавший в рамках четырех вопросов, которые сын задает отцу во время седера, вопрос о том, почему в эту ночь нужно есть только мясо пасхального агнца, после разрушения Второго Храма, был заменен на вопрос о том, почему в эту ночь едят карпас, обмакивая в соленую воду.
С другой стороны, сейчас обсуждается вопрос, нужно ли израильтянам говорить формулу «В будущем году — в Иерусалиме!», ведь они уже находятся там, а всего сто лет назад обсуждение подобных вопросов могло показаться фантастикой.
Сами же вопросы, как и вопросы четырех сыновей, приводимые в Агаде, требуются для того, чтобы участники седера смогли прочувствовать историю Исхода.
При этом, как объяснил Горин, вопросы символизируют разные типы поведения: мудрый сын сначала делает то, что надо, потом задает вопрос, «злодей» сначала спрашивает, и лишь потом согласен что-то делать, «глупый» сын просто не умеет задавать вопросы с подковыркой, а не умеющий задать вопрос — этот то, кто хочет узнать историю Песаха, но не знает ее, и потому ему нужно рассказывать всю эту историю с начала.
«Наше поколение — это как раз в основном четвертые сыновья. Впрочем, самый ужасный вариант — это сын, который вообще не задает вопросов, потому что его нет за столом седера, так как он не знает, что такой праздник вообще существует», — заключил Борух Горин.
Реагируя на реплику о четвертом и пятом сыновьях, доктор филологических наук, сотрудник Центра библеистики и иудаики РГГУ Леонид Кацис заметил, что у евреев есть еще два поколения, пока эти люди ощущают себя частью еврейского народа, на то, чтобы вернуть этих людей к столу седера и научить их задавать вопросы.
Заведующий кафедрой иудаики ИСАА МГУ Аркадий Ковельман, выступая на седере, отметил, что каждый раз, когда он попадает в очередной «Египет», то спрашивает себя — является ли это следствием неудачливости, или, как это было с евреями 3500 лет назад, — это план Вс-вышнего сначала унизить, а потом возвысить?
Посетивший седер главный раввин России Берл Лазар со своей стороны подчеркнул, что главное последствие Исхода из Египта — это свобода.
«Можно выйти из рабства, но не стать свободным. Но евреям удалось сделать это. Когда вы сейчас выходите из очередного Египта, то чувствует себя свободными — как и наши предки три тысячи лет назад», — сказал он.