(21 сентября 2020) Евреи всего мира отпраздновали иудейский Новый 5781 год, который отмечался в новолуние осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю. Празднование традиционно длилось два дня.
С праздником поздравил Председатель правления РОО «Еврейская национально-культурная автономия Республики Татарстан» Михаил Скоблионок.
«Дорогие друзья!
С Новым Еврейским годом! В 2020 году Рош- а-Шана – еврейский Новый год начинается вечером в пятницу, 18 сентября, а завершится вечером в воскресенье, 20 сентября. Это будет встреча уже 5781-го года от Сотворения мира. Этот праздник принадлежит к числу наиболее важных в иудаизме. С него начинается отсчет нового еврейского года.
Для иудеев Рош ха-Шана является периодом размышлений о поступках, словах и мыслях за прошлый год, а также о том, как исправить проступки и стать лучшим человеком в году наступающем. Во всех синагогах мира евреи молятся не только о благополучии своего народа, но и всех людей на земле. Звучит шофар, пробуждая в людях голос совести.
В эти дни принято просить прощения, делать как можно больше добрых дел, чтобы войти в Новый год с чистой обновленной душой. Совершая добрые поступки, мы можем по- настоящему улучшить собственную жизнь и жизнь тех, кто нам дорог.
Сидя за праздничным столом на Рош а-Шана принято макать хлеб в мёд, а также окунать яблоко в мёд и желать друг другу доброго и сладкого нового года! Хорошей записи в книги жизни! Пусть наступающий 5781 год станет годом благополучия, спокойствия и мира!», сказано в поздравлении.
История и предания
Рош ха-Ашана (в переводе с иврита означает «голова года») относится к числу наиболее важных еврейских праздников и связан со многими символическими обрядами. Считается, что в этот день, который чаще называют «шестым днем творения», Бог завершил сотворение мира и создал первого человека – Адама. Как известно, Адам нарушил данный ему Всевышним запрет и был изгнан из Райского сада.
Согласно преданиям, с тех пор каждый год в Рош ха-Шана Бог вновь творит мир и человека в нем, поэтому в этот день люди предстают перед судом Всевышнего — на небесах выносится решение: кому – жить, а кому – умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Творца, поэтому в богослужении преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее, искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия превращает этот день в праздник.
Традиции
В дни, предшествующие празднику, у иудеев принято больше времени уделять изучению Торы и читать специальные молитвы раскаянья. В домах проводится генеральная уборка, все старое и ненужное выбрасывается. Праздничные торжества традиционно начинаются с заходом солнца накануне праздника. В канун первого дня праздника и в ночь второго дня зажигают праздничные свечи. Честь внести в дом свет отдается женщинам – как хранительницам тепла и уюта еврейского дома.
С Рош ха-Шана начинается десятидневный период – «дни трепета» («йомим ха‑нораим»), который завершается Йом Кипуром – днем всепрощения, искупления. В эти дни иудеи одеваются в светлые нарядные одежды, молятся в синагогах и просят Всевышнего ниспослать им и их близким благополучие и радость. В России принято говорить про светский Новый год: «Как встретишь его, так и проведешь». Но относительно Рош ха Шана такое утверждение действительно справедливо. Ведь именно в этот день определяется на будущий год судьба всего мира и каждого человека в отдельности.
Два важных дня
В первый день Рош-Ашана (а если он выпадает на субботу, то во второй) после полудня и до наступления вечера принято совершать обряд Ташлих, суть которого в прочтении молитв, взывающих к «тринадцати категориям Милосердия» и в символическом «вытряхивании» грехов. Обряд проводится около воды, согласно Каббале символизирующей милосердие, желательно возле водоема, где водится рыба, символизирующая плодовитость, жизненную силу, а также «Вечноглядящее Око».
Второй день Рош-Ашана отличается от вторых дней других праздников тем, что он во всех отношениях считается равным первому дню (в отличие от остальных «вторых дней» он установлен не из-за сомнения в точной дате). Более того, в Талмуде сказано, что оба дня Рош-Ашана – это «один длинный день». Поэтому существует сомнение, надо ли перед наступлением второго дня Рош-Ашана произносить благословение Шеэхеяну. Чтобы избавиться от этого сомнения, принято специально создавать какой-либо повод, чтобы произнести его. Так, женщина, которая зажигает свечи, должна надеть новое платье или положить на стол перед собой плод нового урожая. Тем самым она создает повод для произнесения Шеэхеяну, и это благословение будет относиться также к зажиганию свечей. Однако если такой повод нет возможности создать, Шеэхеяну все равно произносят. Новый плод, над которым произнесли это благословение, съедают сразу после кидуша, перед омовением рук для трапезы. Во второй день Рош-Ашана свечи зажигают с наступлением ночи, после появления звезд, перед самым кидушем.
Трапеза
В каждом доме накрывают праздничный стол. Во время трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую халу), над которым было произнесено благословение, в мед. Также в новогоднюю ночь принято есть яблоки с медом, на стол принято подавать рыбью голову («чтобы мы были в голове, а не в хвосте», как сказано в Торе), гранат, который содержит, по еврейским поверьям, 613 зерен – по числу заповедей в иудаизме. Считается, что чем вкуснее будет новогодняя трапеза, тем слаще пройдет наступающий год. В этот день у евреев принято желать друг другу «хорошего и сладкого Нового года». Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней, которые носят название «йом‑ха‑арихта» («один длинный день»). Во второй вечер праздника также устраивается праздничная трапеза, во время которой за столом собирается вся семья, приглашаются гости.
Во время первой (вечерней) трапезы Рош-Ашана соблюдают ряд обычаев, символизирующих желание удостоиться доброго нового года. После благословения над хлебом первый ломоть халы обмакивают не в соль, как обычно, а в мед. Затем берут дольку сладкого яблока, окунают ее в мед, произносят благословение «…творящий плод дерева», а затем говорят: «Да будет воля Твоя на то, чтобы новый год был добрым и сладким!» Так поступают даже тогда, когда на столе есть фрукты, которыми славится земля Израиля (например, финики, гранаты), хотя обычно в таком случае именно над ними, а не над яблоком, следовало бы произнести благословение. Кроме того, во время трапезы многие едят баранью голову – в память о ягненке, принесенном в жертву вместо Ицхака, или голову рыбы – чтобы в наступающем году «быть головой, а не хвостом»; гранат – «чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате»; блюда из моркови, свеклы и других овощей, названия которых на идиш, иврите или арамейском ассоциируются с добрыми пожеланиями. Едят рыбу – чтобы мы «множились как рыбы в море». Благословение произносят только над яблоком в меду. В некоторых общинах, каждому блюду сопутствует соответствующее произносимое вслух пожелание. Чтобы не столкнуться с дурными приметами в Рош-Ашана, в первую трапезу праздника не едят кислое, горькое, острое, а также не едят орехи (гиматрия – числовое значение – букв этого слова равна гиматрии слова хет (грех).
Поэтому Рош-Ашана — это не праздник в обычном смысле слова. Вкусные блюда и нарядные одежды выражают не веселье, а надежду на милосердие Б-га, который любит и жалеет Своих детей и желает их оправдания на суде. Вместе с тем Рош-Ашана отличается особой атмосферой серьезности и тревоги. Поэтому в эти дни не следует развлекаться, гулять, не рекомендуется спать днем, и даже ночью желательно спать меньше обычного. В Рош-Ашана не курят, хотя это и не запрещено законом.
Шофар
В Рош ха-Шана иудеи обязаны слушать звуки шофара – еврейского ритуального духового музыкального инструмента, сделанного из рога животного. Согласно обычаю, за два дня праздника шофар следует услышать 100 раз, поэтому во время утренней службы трубят многократно. Считается, что звук шофара призывает к покаянию.
Перед тем, как трубить в шофар, тот, кому оказана эта честь, произносит два благословения: «…повелевший нам слушать звук шофара» и Шеэхеяну. Эти благословения он произносит за всех, кто его слышит, а присутствующие отвечают на них: «Амен!» Согласно обычаю, около трубящего в шофар стоит другой человек и молча указывает ему по сидуру или по махзору, какой вид звуков должен прозвучать. Между произнесением благословений и до последней серии трубных звуков во время повторения хазаном молитвы Мусаф запрещено говорить что-либо, не относящееся к молитве или к исполнению заповеди о шофаре. Во второй день Рош-Ашана трубящему в шофар следует надеть новый костюм или рубашку, чтобы можно было произнести Шеэхеяну. Но и, если такой возможности нет, он все равно произносит это благословение.
В Рош-Ашана принято приводить детей в синагогу слушать шофар и приучать их вести себя соответствующим этому моменту образом. Совсем маленьких детей матери должны держать возле себя, так как, в принципе, женщины освобождены от исполнения заповеди слушать шофар, и, если ребенок помешает матери сосредоточиться, это не будет считаться нарушением заповеди. Во время молитвы Мусаф трубят сто раз, не больше. Тот, кто уже прослушал, как трубят в шофар, или трубил сам, имеет право в течение дня трубить для тех, кто еще не исполнил эту заповедь. Желательно, чтобы благословение перед этим произнес один из слушателей.
Если первый день Рош-Ашана выпадает на Шаббат, то в шофар трубят только во второй день. Заканчивается второй день праздника Рош аШана — и верующие вступаем в период «Грозных дней». В действительности, этот праздник имеет мало чего общего с привычным для многих пониманием Нового года. Никакого шампанского и мандаринов, никаких фейерверков и вообще ни малейшего намека на безудержное веселье. Рош Ха-Шана – это время переосмысления прожитого, покаяния и надежды на будущее.
Информационный центр ДДнТ