(26 февраля 2018) Институт проблем регистрации информации НАН Украины и Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского представили продолжение серии мультимедийных компакт-дисков «Историческая коллекция еврейского музыкального фольклора»: 7-8 и 9-й тома, в которые вошли записи, собранные Моисеем Береговским и Исааком Лурье.
Издание трех томов записей еврейского музыкального фольклора из коллекции Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (НБУВ) является продолжение проекта по оцифровке и публикации уникальных аутентичных материалов, собранных во время экспедиций, проводившихся с 1912–1914 гг. на Киевщине, Подолии и Волыни (Еврейская этнографическая экспедиция под руководством Семена Ан-ского), записей от профессиональных исполнителей и музыкантов, сделанных в Еврейском музее Еврейского историко-этнографического общества в Петрограде в 1914–1916 гг. и полевых записей, сделанных Моисеем Береговским в 1920–1940-е годы в разных регионах Украины.
Коллекция, хранящаяся в Институте рукописи НБУВ, насчитывает 1017 восковых фоноцилиндров (валики Эдисона), более 5000 единиц нотных и текстовых расшифровок к ним и является одной из самых больших и репрезентативных коллекций еврейского музыкального фольклора восточной Европы в мире.
Том 7-8. Экспедиции М. Береговского, 1936–1939 гг., В еврейских сельскохозяйственных колониях Южной Украины.
В 1936 году Моисей Береговский начал собирать еврейский музыкальный фольклор в еврейских сельскохозяйственных колониях Южной Украины. Его работа была частью большого стратегического плана Института еврейской пролетарской культуры в Киеве, в частности этнографической секции, где работал Береговский. Утвержденный в 1935 году план был направлен на комплексное изучение истории региона, демографии, социальных условий и этнографии.
Первые записи на фонограф в еврейских сельскохозяйственных колониях Южной Украины были сделаны М. Береговским 7 января 1936, а вся экспедиция продолжалась до 1 февраля.
В течение нескольких недель Береговский смог сделать 249 записей на 66 фоноваликах. Он сумел зафиксировать разнообразное еврейское музыкальное творчество в сельскохозяйственных колониях, где «песни пели везде – в поле, дома, в семье, среди друзей. Таким образом, они выливали свои сердца».
Т.8 представляет записи народных театрализованных представлений – Пуримшпилей, традиционных на праздник Пурим.
Том 9. Песни палестинских евреев из коллекции Исаака Лурия (1913).
Небольшая коллекция из 67 фоноцилиндров с песнями, речитативами и молитвами евреев в Палестине, записанная в 1913 году, представляет собой яркий экзотический самостоятельный раздел в значительно большей части коллекции ранних еврейских полевых записей в Национальной библиотеке Украины имени В.И. Вернадского.
Ее выпуск презентует некоторые из самых ранних образцов зафиксированной восточной еврейской музыкальной традиции, никогда не звучавших раньше.
Записи сделал Исаак Лурье (1875–?), выпускник Курсов востоковедения, хранитель Музея еврейского историко-этнографического общества в Санкт-Петербурге, основатель и директор Туземно-еврейского музея в Самарканде.
Записи отражают древние практики евреев из Сирии (Алеппо), Ирана (Шираз), Ираке (Багдад), Марокко, Турции (Урфа), Эфиопии и Йемена. Они представляют различные образцы Торы, литургические, паралитургические песни, которые поют в Шаббат, Рош а-Шана и другие еврейские праздники, а также свадебные песни, песни, исполнявшиеся во время Брит-мила (обрезания), песни для пахоты и сбора урожая на полях, паломнические песни, иногда сопровождаемые ударными инструментами.
Большинство записей отражает вокальные традиции, в компакт-диск также входит одна полностью инструментальная мелодия (на флейте).
Составители и издатели надеются, что ученые будут слушать записи, представленные на компакт-дисках, а затем добавлять и расширять информацию о мелодиях, используя богатый опыт исследователей.