(8 мая 2018) В парижском Центре Помпиду открылась большая выставка авангарда, средоточием которого сто лет назад стал провинциальный Витебск.
На этой экспозиции около 250 работ ключевых представителей витебского «передового отряда» – Марка Шагала, Казимира Малевича, Эля Лисицкого, их учеников и соратников.
Выставка в Центре Помпиду рассказывает о четырех годах витебского авангарда, с 1918 по 1922-й, когда этот провинциальный город стал настоящей «лабораторией революции».
А началось все с того, что в свой родной Витебск в августе 1918-го вернулся Марк Шагал с мандатом уполномоченного по делам искусств. Эту должность Шагалу предложил нарком просвещения Анатолий Луначарский, с которым художник познакомился еще в Париже. В военное время Шагалу выделили национализированный особняк, где к январю 1919-го он основал Витебское народное художественное училище (ВНХУ). Обучение было бесплатное, и живописи здесь учили даже выходцев из самых бедных кругов.
В своем народном училище Шагал объединил преподавателей и мастеров разных модернистских стилей и течений, работы которых выставили в Помпиду. На выставке и знамениты плакат «Клином красным бей белых» Эля Лисицкого, присоединившегося к Шагалу в Витебске. И супрематистские композиции Малевича, который тоже отправился в Витебск из Москвы, где во время гражданской войны были перебои с продовольствием и дровами.
Но Малевич с Шагалом ужиться в Витебске все же не смогли. «Игры с огнем» закончились тем, что Шагал уехал в Петроград в 1920-м, когда Казимир Малевич «перетянул» к себе всех шагаловских учеников, создав в Витебске свое авангардистское объединение УНОВИС («Утвердители нового искусства»), куда вошел и Лисицкий.
Был ли неизбежен разлад между Малевичем и Шагалом? Куратор выставки Ангела Ламп считает, что да, учитывая, что в маленьком городе в одном и том же училище оказались два крупных, очень талантливых и таких разных художника.
Ангела Ламп: «Это, если хотите, конфликт всего XX века. С одной стороны, мы имеем фигуративную, очень субъективную, поэтическую, гуманистическую живопись Шагала. С другой стороны – холодная абстракция, беспредметное, теоретическое, концептуальное искусство Малевича. Это два диаметрально противоположных подхода. Но для Шагала стиль был не самой важной вещью, самым главным для него был масштаб художника, и он с наивностью верил, что в его училище эти два течения могут сосуществовать. Но Малевич, приехав в Витебск, уже имел разработанную теоретическую программу. Малевич был очень харизматичным и амбициозным человеком. Но главное – был очень решительно настроен. Он действительно хотел передать свои идеи об эволюции искусства от импрессионизма к супрематизму».
Несмотря на разногласия и отъезд Шагала, провинциальный Витебск после революции 1917 года превратился в настоящую столицу авангарда. В Витебске революционное время совпало с пространством, а сама революция, кажется, стала осязаемой, перебравшись на стены домов и городские улицы смелыми супрематистскими чертами.
Художники-абстракционисты считали себя революционерами от искусства. Они покончили со старым миром, подорвали старое искусство, как Ленин полностью уничтожил старую Россию.
Впрочем, «медовый месяц» авангарда и советской власти быстро закончился разводом. После гражданской войны большевики решили, что с «передовым отрядом» им не по пути, как и с другими художественными течениями, не отвечающими напрямую интересам партии. В мае 1922 первый выпуск Витебского народного училища стал последним.
В Центре Помпиду, помимо Шагала, Малевича и Лисицкого, заявленных на афише, – произведения их учеников Веры Ермолаевой, Николая Суетина, Ильи Чашника, Давида Якерсона, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Льва Юдина и других. Работы приехали в Париж из Третьяковской галереи и Русского музея, музеев Витебска и Минска, европейских и американских собраний и частных коллекций.
Выставка открыта в Центре Помпиду до 16 июля 2018 года. Затем она отправится в Еврейский музей Нью-Йорке.