Следы пребывания еврейской общины, существовавшей на протяжении веков, были недавно обнаружены в отдаленном городке в Атласских горах.
На краю пустыни Сахара. Небольшая еврейская община Таманарт жила здесь с 16-го по начало 19-го века. Недавно исследователи из Израиля, Марокко и Франции провели раскопки в разрушенной синагоге, сообщает Haaretz.
Наряду со стенами здания они обнаружили Священное Писание и страницы из генизы — хранилища поврежденных священных текстов и ритуальных предметов, а также несколько бумажных амулетов. Один из них предназначался для защиты роженицы и ее новорожденного, другой — личный амулет, призванный защитить своего владельца от бед и болезней. «Тексты этих амулетов основаны на формулах, найденных в древней каббалистической Книге Разиэля», — говорит Орит Вакнин-Екутиели, исследовательница современного Марокко, преподающая в Университете им. Бен-Гуриона в Негеве.
Среди других текстов, написанных на этих амулетах, зафиксирована каббалистическая версия одного из имен Бога, а также цитаты из книги Берешит и благословения коэнов (например, «ангел, искупивший меня от всякого зла, благослови отроков, и да наречется в них имя Мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множестве посреди земли», Берешит 48: 16) и «Воздвигнет Господь лице Свое на тебя, и даст тебе мир; так нарекут имя Мое на сынах Израилевых, и Я благословлю их», Бемидбар 6:26-7).
Вакнин-Екутиели говорит, что синагога была повреждена природными явлениями, такими как недавние наводнения в этом районе, а также мародерами. Она добралась до отдаленного места в прошлом месяце в рамках нового историко-антропологического исследования вместе со своим мужем-археологом Ювалем Екутиели и марокканскими и французскими исследователями Салимой Наджи, Мабруком Сагиром, Давидом Гоури и Аомаром Бумом.
Они нашли синагогу после проведения предварительного исследования еврейских объектов в этом районе. Были проведены интервью с местными жителями, которые помнят своих соседей-евреев, уехавших 70 лет назад, собрана архивная информация. Вместе они сделали первый шаг к сохранению физического объекта и культуры, которую он представлял.
Тексты, которые исследователям удалось спасти с этого места, были переданы в надежное место в Марокко, где они будут изучены и проанализированы в ближайшие годы. Для того чтобы соединить разрозненные фрагменты текста, исследователи будут использовать технологию искусственного интеллекта, подобную той, которая в последние годы применяется для анализа древних еврейских текстов в университетах, где изучаются с помощью цифровых методов изучаются гуманитарные науки. Сейчас исследователи ищут евреев, которые жили в этом регионе и были знакомы с синагогой и деревней.
Вакнин-Екутиели, чей отец эмигрировал в Израиль из Марокко, рассказывает, что 20 лет назад, занимаясь исследованиями в Фесе, она услышала фразу, которая сильно на нее повлияла и с тех пор сопровождает ее. « У страны без евреев нет истории», — сказал один из ремесленников, с которым она разговаривала. Позже она узнала, что за этими возвышенными словами скрывались и определенные действия.
За последние два десятилетия марокканский королевский дом инициировал и поддержал множество проектов, направленных на сохранение еврейской истории страны. В этот список входят открытие синагоги в Касабланке, возрождение еврейских имен в Меллахе (еврейском квартале) в Марракеше, реконструкция 170 еврейских кладбищ по всей стране и включение упоминания о евреях в конституцию Марокко как об одном из элементов национальной идентичности страны. Наряду с этим, Вакнин-Екутиели рассказывает о растущем количестве конференций, научных публикаций и диссертаций, посвященных евреям Марокко.
Недавно между Марокко и Израилем были восстановлены дипломатические отношения. КорольМухаммед VI объявил на прошлой неделе о плане реконструкции сотен еврейских объектов по всему королевству. В рамках этого плана будут отремонтированы сотни синагог, а также кладбища и другие объекты еврейского наследия в нескольких городах.
Этот план также охватывает проект, предпринятый вышеупомянутыми исследователями. Синагога в Таманарте, деревне с 6 000 жителей, — лишь один из объектов в списке еврейских достопримечательностей обширного региона на юге Марокко, который находится в центре их интересов. В этот список входит соседнее село Ифран, в котором, согласно традиции, проживала одна из старейших еврейских общин в Северной Африке и самая древняя в Марокко. Предания гласят, что после разрушения Первого Храма беженцы, покинувшие Иерусалим, основали в Ифране еврейское царство во главе с царем по имени Эфрати.
Деревня также известна трагическим инцидентом, произошедшим здесь в 1792 году, когда 50 членов еврейской общины прыгнули в горящую печь после того, как местный правитель заставил их выбирать между обращением в ислам или смертью от огня. Их прах захоронен на местном старинном кладбище.
В список предполагаемых объектов исследования входят также Тизнит, известный как центр производства серебряных украшений; Техалех, где в 18 веке была построена синагога; портовый город Агадир, где также была синагога 18 века, и где половина еврейского населения погибла во время землетрясения 1960 года; Тарудант, главный город региона Сус, который называют «бабушкой Марракеша».
«В рамках нашего исследования мы хотим провести интервью и собрать воспоминания, свидетельства и фотографии людей из этого региона, которые сейчас живут в марокканско-еврейской диаспоре по всему миру, особенно в Израиле, Франции и Северной Америке», — заключает Вакнин-Екутиели.
Еврейская община Марокко, основанная, как считается, 2 000 лет назад, насчитывала на пике своего развития, в середине 20-го века, 250 000 человек, что составляло три процента всего населения страны. Начиная с 1948 года численность общины постепенно сокращалась, и в настоящее время в стране осталось всего 2 500 евреев, что составляет один процент от ее пиковой численности.
Обновленные исследования показывают, что еврейская эмиграция оставила после себя большой вакуум в марокканском обществе, который отказывается заживать. «Выселение евреев сродни болезненной ране в национальной истории Марокко», — говорит историк Джамаа Байда, директор национального архива Марокко.