(6 июля 2017) Об опыте и традициях воспитания в еврейской семье рассказал главный раввин Казани и РТ Ицхак Горелик.
В просторной квартире на мансарде одного из домов в историческом центре Казани удивительно тихо. А ведь в семье Ицхака и Ханны Горелик, которые здесь живут, восемь детей.
Разве это не лучшее свидетельство того, что дети хорошо воспитаны?
Для семей религиозных евреев иметь много детей — это норма.
— У моих родителей нас было тоже восемь! – говорит ребе. – И в семье Ханны столько же.
Мы беседуем в просторной гостиной, по стенам стоят шкафы, доверху заполненные увесистыми томами с корешками на иврите, на стене портрет Любавичского ребе, одного из почитаемых еврейских учителей.
Несмотря на то, что рабанит, именно так называют жену раввина, сидит с нами, в комнате детей по-прежнему тихо.
— Мы женаты 17 лет, — говорит Ханна, — и большую часть этого срока прожили в столице Татарстана. Половина наших детей появилась на свет здесь. То есть четверо младших – казанские, — смеется рабанит. – У них даже свидетельства о рождении на татарском языке: Ицхак улы, Ицхак кызы.
— Мы даем нашим детям именно религиозное воспитание! — заявляет глава семейства. — Мы с Ханной выросли в семьях, строго соблюдающих традиции нашей веры, и наши дети растут в такой же атмосфере. Мои родители, например, жили в Советском Союзе и, несмотря на все трудности того времени, исполняли все предписания: соблюдали Шабат, правила питания и так далее. Но, естественно, это было очень трудно. И именно из-за этого в 1971 году они переехали в Израиль. Они не искали экономической выгоды. Насколько я слышал от мамы, их жизнь здесь была более-менее устроенной.
— А в чем особенность вашего подхода к детям? – спрашиваю я.
— Светское воспитание, — поясняет ребе, — это когда родители решают, что для их ребенка будет хорошо, и в соответствии с этим стараются дать ему образование и научить жизни. Причем совсем не обязательно, что они сами живут так, подчас даже папа и мама говорят: «У нас не получилось, но ты добейся!» А религиозное воспитание отличается тем, что я учу своих детей тому, что дал нам Всевышний, а не тому, что я сам для ребенка решил. Наши предки жили так, мы так живем, и дети видят, что это не просто слова, а то, во что мы верим! Ведь тот кризис в воспитании, о котором много говорят, — это кризис родителей, которые сами не знают, чего хотят от жизни.
— У каждого должен быть путь, – добавляет Ханна, — смысл существования!
— Даже в Советском Союзе не было этого кризиса, — продолжает Ицхак. – Потому что была идея, все в нее верили, и это передавалось детям.
— Другая проблема, — подхватывает рабанит, — что люди воспринимают детей как нагрузку, как обузу. Всякий раз, когда мы сообщали нашим старшим, что будет еще один ребенок, они искренне радовались, даже ура кричали! Потому что дети для нас — это дар Всевышнего! Конечно, это большой труд, но он бывает вознагражден. А если считать, что дети мешают, не дают делать карьеру, отнимают много времени и сил, ничего хорошего не получится.
Когда слушаешь вдумчивые рассуждения ребе Ицхака, смотришь на умиротворенную и мудрую Ханну, понимаешь, что этот образ жизни не только не тяготит их, но приносит им наслаждение и гармонию.
— Религиозные заповеди, — продолжает раввин, — это ведь не просто бездумные запреты. Например, все знают, что мы соблюдаем Шаббат. Это значит, что с вечера пятницы, с момента захода солнца, и до вечера субботы мы не только не можем делать никакую работу, но мы не пользуемся электричеством, а значит, и компьютером, и телевизором, и телефоном. Трудно такое представить в современном обществе, да?! Но ведь это значит, что как минимум раз в неделю, собираясь дома вместе, каждый из нас не будет убегать в свой виртуальный мир!
Пятничным вечером мы сядем за столом, будем смотреть друг на друга и разговаривать. Это очень важно. А утром в субботу мы все вместе пойдем в синагогу пешком, потому что машиной тоже нельзя пользоваться. И 30 минут все вместе мы идем и молимся. И в этот момент мы все равны, родители и дети.
— Мне кажется, — замечаю я, — что для ребенка очень важно чувствовать себя исключительным. Разве это возможно, когда их так много?
— Конечно да! – восклицает ребе. – Когда начинается Шаббат, мы зажигаем свечи. Сначала, когда семья — это только муж и жена, их две, но с появлением каждого ребенка добавляется по одной свече! У нас их сейчас 10. Это символ того, что каждый пришедший в мир – уникальная и важная личность. К каждому нужен подход. Есть история о том, как один еврей пришел к раввину: «Ребе, у меня много детей, и всех их я одинаково обеспечил, создал равные условия. Но одни выросли хорошими людьми, а другие нет». «В этом и была твоя ошибка, – ответил раввин. – Люди не овощи, с каждым нужно было по-своему!» Это значит, что к каждому ребенку мы должны найти особый подход.
— Знаете, не важно: один у тебя ребенок или восемь, — подытоживает Ханна, — главное, чтобы не было такого дня, когда ты не посмотрел ему в глаза!
Наш разговор подошел к концу, и детям, наконец, можно зайти в гостиную, которая сразу же наполняется радостным шумом. И понятно, в семье Горелик абсолютно нормальные дети, только хорошо воспитанные!
Секреты воспитания детей от Ицхака и Ханны Горелик:
1) Нужно научить ребенка исполнять заповеди Всевышнего.
2) Важно, чтобы сами родители знали, в чем смысл их существования, тогда воспитание будет целостным.
3) Родители должны уделять время личному общению с ребенком.
4) Каждый ребенок уникален, и к каждому необходимо найти свой подход.