Евреи обожают свою национальную «визитку», да и не только они оживляются при её первых звуках.
Мелодия заводная, искромётная, синкопы ритма мгновенно затягивают в танец, заставляя двигать ногами и руками. Слова совсем простые: «Давайте будем радоваться, давайте будем петь и ликовать!»
Но такой «Хава Нагила» была не всегда, она пережила несколько «правок».
Совершенно неизвестно, кто был первым автором. Многие уверены, что эта песня строить и жить помогала иудеям ещё до нашей эры, но искусствоведы считают, что ей не больше 150-180 лет.
Мелодия не похожа на южную или ближневосточную, скорее всего, её сочинил бродячий еврейский музыкант из Восточной Европы, примерно в середине XIX века. Тогда она звучала гораздо спокойнее, с ровным ритмом. А местным хасидам так понравился незатейливый, но чудесный мотив, что они часто напевали его. Без слов.
В таком виде мелодия попала в коллекцию к одному юному собирателю фольклора. Его звали Авраам Цви Идельсон, он родился в Латвии, но был таким талантливым, что учился аж в трёх консерваториях: в Кёнигсберге, Лейпциге и Берлине. Он путешествовал по миру, собирая сокровища еврейской культуры. И чего бы нет, когда спонсор Австрийская академия наук?
Объездил всю Европу, Африку и Ближний Восток. Нашёл много интересного, а «нашу» жемчужину ему подарили хасиды-ортодоксы из Западной Украины.
Потом была Первая мировая, и Авраам на фронте руководил полковым оркестром. После вернулся в Иерусалим, куда перебрался ещё до войны, и попал в гущу великих событий: евреи получили право на самоопределение! Авраам готовил грандиозный праздничный концерт, но вот беда — не было мощной финальной песни, чтоб грянула, и все подхватили.
Стал листать свои записи и нашёл. Чуть подправить, набросать аранжировку и простые запоминающиеся слова — то, что надо! «Хава нагила» произвела фурор и стала неофициальным гимном всего народа.
А ещё позже над песней «поработали» евреи из Румынии, где любят огненные ритмы и безудержные пляски. Это они придумали, чтобы начало было медленным, а потом темп взлетал. «Хава Нагила» заиграла ещё ярче, такой и дошла до наших дней.
Ложечка дёгтя. После смерти Идельсона объявился ещё один автор. Моше Натанзон рассказал, что когда занимался у Авраама в хоре, одним из заданий было придумать слова к той самой мелодии. Его текст оказался лучшим, и учитель его якобы присвоил.
Пульс