(27 июля 2017) Михаил Сафран относится к числу тех сорокалетних, что приехали в Израиль в юном возрасте, окончили здесь высшее учебное заведение и сумели многого добиться.
Он не раз решительно менял курс, занимаясь то рекламой, то маркетингом, работал в страховом бизнесе и банковской сфере, а в последние годы создал «государство в государстве» – свою Terra Incognita, что получила название Questomania.
А еще раньше, в 90-х, учился на агронома в Реховоте, где находится сельскохозяйственный факультет Еврейского университета и где встретил Ларису, свою будущую жену, с которой вместе уже больше двух десятков лет. Вместе они растят троих детей.
Но прежде чем мы расскажем нашим читателям о «Квестомании» и о самом Михаиле Сафране, позвольте сделать пару наблюдений относительно нашего героя.
Он любит нестандартные подходы и решения. Вот только один пример из середины 90-х. Как мы уже говорили, Михаил выучился на агронома, но вскоре понял, что эта профессия его не привлекает, совсем наоборот, он мечтает работать в сфере рекламы. И тогда он отправился учиться рекламе и маркетингу. Окончил вторую – магистерскую степень по МВА (Master of Business Administration) и занялся рассылкой резюме.
Нужно немного знать характер Михаила Сафрана, чтобы понять его следующий шаг. Он составил особенное резюме – не обычную curriculum vitae, как это делают миллионы соискателей работы во всем мире. Он написал эссе, причем отпечатал его на зеленой бумаге («чтобы не затерялось в груде других») и разослал в 323 рекламных агенства. Во все, что на тот момент существовали в маленьком Израиле.
«Ответ пришел из четырех, а в одно меня взяли на работу». Михаил Сафран сделал блестящую карьеру в рекламном и маркетинговом бизнесе. Он возглавлял медийный отдел израильского отделения телекомпании НТВ, затем перешел в международную рекламную компанию McCann Ericsson, где построил «с нуля» русский отдел, который сам и возглавил.
И наконец, то, о чем уже говорилось: он не боится рисковать.
….В бизнесе многое приходится начинать с нуля. Михаил с Ларисой все деньги вложили в «Квестоманию» (Questomania) – целый комплекс Escape rooms. Нашли просторное помещение в подвальном этаже тель-авивской офисной башни, где до этого располагалась студия известного фотохудожника, и стали строить свои «тайные комнаты».
Они были чуть ли не самыми первыми в Израиле, кто начал развивать это направление. Точнее, на момент решения они были самыми первыми, но к моменту завершения строительства в стране уже появилось несколько конкурирующих предприятий.
Своих первых посетителей Questomania приняла в марте 2015-го, тогда здесь было только две «тайные комнаты». Спустя два года компания расширила свою деятельность: появились новые квесты и новые формы деятельности. Конкуренция высока, а в условиях маленькой страны, где любой «тренд» мгновенно подхватывается и становится массовым, особенно. Поэтому Михаил и его товарищи постоянно ищут новые формы деятельности.
«Мы делаем мобильные квесты, – говорит Сафран. – Приезжаем в офисы компаний, когда там устраивают тренинги на сплочение команды, привозим с собой все необходимое оборудование. Такой квест длится около часа-полутора и дает возможность четко увидеть, как люди работают в команде, кто лидер, а кто мозговой центр».
Недавно в компании появились и первые уличные квесты. Один из них проходит в тель-авивском туристическо-развлекательном комплексе Сарона, причем основан он на реальной истории более чем 70-летней давности. Игрокам ставят задачу: найти чемодан золота, который оставили немцы-темплеры, когда покидали Сарону. Понятно, что в ходе игры золото не настоящее, в отличие от реальной истории, но от этого сам процесс не перестает быть захватывающим. «Нам пришлось получить множество разрешений на проведение квеста, – говорит Михаил. – Нужно было согласовать вопрос с главным архитектором и убедить его, что наша игра не влияет на архитектурный облик объекта, кроме того, получить разрешение от полиции и от многих других официальных структур».
Третий вид квестов, активно развиваемых сегдня в Questomania, – школьный тестовый квест по истории для учеников 8 класса. Он посвящен истории религий, и в его ходе участникам нужно продемонстрировать знание школьной программы.
Новый вид развлечения – «темная комната для игры в прятки». Комната называется «Сокровища инков», игра проходит в полной темноте, ориентироваться нужно по звуку.
И наконец, самый новый вид квестов, в которые можно играть дома. Этот тип игры очень популярен у подростков, отмечающих бат- и бар-мицву, то есть возраст совершеннолетия, который, согласно еврейской традиции, наступает в 12 лет у девочек и в 13 у мальчиков.
По словам Михаила, Questomania – это бесконечный источник информации о людях, о взаимоотношениях в семье и коллективе, о гендерных и этнических особенностях и многом другом. Он признался, что иногда ловит себя на мысли, что узнает самого себя в некоторых участниках игры, и понимает, что с этим нужно что-то делать. «Раньше я не знал этого за собой и жил спокойно, а теперь знаю и страдаю», – шутит Михаил.
Он поделился с нами некоторыми наблюдениями. Вот, например, гендерный аспект.
«Я стал замечать, что некоторые люди к нам приходят дважды, а то и по несколько раз, причем играют в уже знакомые квесты. Квест – игра одноразовая, по второму заходу, когда знаешь все подсказки, уже неинтересно. И я задался вопросом: зачем люди это делают? И тут однаружились две линии поведения, причем, линии гендерные. Я спросил одну женщину, которая приходила играть с разными мужчинами. Оказывается, она находилась в процессе поиска партнера по жизни и проверяла в ходе квеста, могут ли они действовать как единая команда. Если мужчина пытался решить все загадки самостоятельно, не привлекая ее и даже отказываясь ее выслушивать, ей сразу становилось понятно, что это «неправильный человек».
А вот молодые люди приходят играть в знакомые квесты с девушками совсем с другой целью: они хотят показать подругам, насколько они «крутые».
А что же с семьями? Михаил Сафран убежден, что квесты – замечательный тренинг на сплочение семьи. И вот что интересно: в ходе игры, как в зеркале, сразу становятся видны многие семейные проблемы: кто-то не умеет слушать, а кто-то вообще не готов ничего слышать, кто-то не решается произнести вслух, даже если знает верное решение, кто-то давит авторитетом, а кто-то умеет взаимодействовать.
Questomania существует в рамках определенной философии: «Мы против виртуальной реальности и против дополненной реальности. Все наши квесты – это Real Life Gaming когда каждый предмет имеет физические свойства, его можно видеть, слышать и осязать. Я вижу преимущество таких квестов в том, что все можно потрогать и покрутить. Иными словами, мы строим людям кино и даем им в него поиграть. А когда команда выходит, успешно справившись с заданием, то раздаются аплодисменты, это происходит всегда, и это аплодисменты реальных людей, наших сотрудников, а не записанные на пленку».
Игры – это часть нашей действительности. Через игру люди вовлекаются в любой процесс глубже и эффективнее, будь то учеба, работа или отношения между тем, кто предоставляет услуги, и заказчиком. Сегодня уже известно, что эффект от фронтальной передачи материала в школе или в вузе стремится к нулю, во всем мире практикуются укороченные учебные форматы, например, такие, как видеопроект TED. Большую популярность набирают неформальные лекции в формате Talk&Drink. Практикуются семинары в играх. Когда люди вовлекаются в игру, они забывают о рамках, на какое-то время становятся детьми. Я не раз видел, как на корпоративных квестах большие начальники в ранге генерального директора или заместителя, не говоря уже о начальниках отделов, валяются на полу, прыгают, одним словом, ведут себя как дети».
В заключение еще пару штрихов к портрету Сафрана: он и его семья очень любят экстремальные путешествия. В часы, когда пишутся эти строки, его семейство готовится сплавляться на байдарках по сибирским рекам, и это будет далеко не первое путешествие по тайге. Еще он дважды побывал на Килиманджаро, причем во второй раз взял с собой сына, который дошел почти до самой вершины; поднимался на Эльбрус, доходил до базового лагеря Эвереста. В планах и мечтах другие непокоренные вершины.