(17 декабря 2015) Главный раввин РТ рассказал журналистам на пресс-конференции о том, можно ли считать халяльное кошерным и почему ему радостно слышать татарскую речь на улицах Казани.
В Казани Ицхак Горелик живет уже почти 19 лет. И столько же — он главный раввин Татарстана. На интернет-конференции в редакции «БИЗНЕС Online» Горелик вспомнил, как впервые приехал в столицу РТ в феврале 1997 года, как в том же году встретился со своей будущей женой Ханой и принял предложение остаться в Казани. Сами по себе эти события никак не связаны: в Татарстане будущий раввин появился как волонтер здешней еврейской общины («Надо было помогать, читать Тору и многое другое», — свидетельствует он), с Ханой познакомился в Израиле, а на долгие годы осесть в России ему предложил не кто иной, как Берл Лазар — в то время председатель объединения раввинов СНГ. Но события нанизались одно на другое, в результате сложились в то, что обычно называют судьбой.
«В 1990-е годы страна открылась, — говорит Горелик. — И обнаружилось, что в России живут множество евреев, совершенно не знающих своих корней. У движения Хабад (направление в хасидизме — прим. ред.), к которому я принадлежу, одна из главных целей проста: помогать евреям, где бы они ни жили. В каждом конкретном месте. Чтобы ни один еврей не чувствовал себя одиноким. Если на этой земле нет раввина — будь раввином, если нет преподавателя — будь преподавателем…»
В Казани раввина как раз не было. И Горелик, родившийся и воспитанный в Израиле, но выросший в эмигрантской семье выходцев из СССР, принимает решение отправиться в Россию.
«Мне не было разницы: Москва, Хабаровск, Питер или Казань, — свидетельствует он. — Мужчина, который закончил обучение и женился (Горелик взял замуж свою Хану в июне 1997 года — прим. ред.), должен создать дом там, где в этом нуждаются. Я так и сказал Берлу Лазару, что готов создать свой дом, и тот сразу же отреагировал: «А я знаю город, где в этом нуждаются». Не я выбирал Казань, но я рад, что все так сложилось».
На пересечении улиц Маяковского и Ульянова-Ленина, где поселились Горелики, 19 лет назад горел только один фонарь, вспоминает раввин. Но перемены уже начинались — не только во внешнем облике столицы РТ, но и «внутренние изменения, гораздо более глубокие».
Сегодня численность еврейской общины в Татарстане составляет более 10 тыс. человек. Из них, по оценке Горелика, примерно 5 — 6 тыс. тех, для кого синагога — образ жизни. О том, насколько успешно развивается община, свидетельствует хотя бы тот факт, что 2 — 3 сентября 2015 года в Казани состоялся всероссийский съезд раввинов.
«Обыкновенно российские раввины собираются в Москве, — поясняет Горелик. — Но из Москвы, к примеру, я немного могу вынести для себя полезного, разве что две-три идеи. Столица РФ — это уже всемирный город, как Нью-Йорк или Иерусалим. Это хорошо, но чем это поможет нам в работе на местах? А вот когда раввин одного города приезжает в другой, он видит много схожего со своими проблемами. И перенять чужой опыт ему проще».
Татарстан напоминает Горелику Израиль. «Здесь много людей, которые ощущают, что на этой земле — их дом. Земля маленькая, но другого дома нет. И важно, чтобы в нем было хорошо». Когда главный раввин республики слышит на улицах Казани татарскую речь, это его радует: «Замечательно, что люди говорят на своем языке. Я тоже общаюсь со своими детьми на иврите. И, между прочим, еще есть старики, которые могут поддержать беседу на идише».
Еврейской общине комфортно в Казани, в этом большая заслуга власти РТ, считает Горелик. «Власти нам не просто помогают — они создают такую ауру, при которой здесь приятно жить. Они как бы говорят общине:
«Вы живете в республике и имеете право на то, чтобы жить здесь спокойно. И этот посыл влияет не только на нас — он влияет на все общество», — полагает раввин.
Глава еврейской общины РТ полностью согласен со своим непосредственным руководителем, раввином «всея Руси» Лазаром, как-то заявившим президенту РФ Владимиру Путину, что в сегодняшней России евреям впервые за долгие годы живется хорошо и комфортно. Это он прекрасно знает и по себе.
По татарстанской столице Горелик ходит, как и положено хасиду, в черной широкополой шляпе и пейсах. Причем частенько именно ходит, поскольку в субботу (шабат) религиозному еврею запрещено пользоваться автомобилем, мобильным телефоном, компьютером и прочими благами цивилизации. Этот день предназначен для общения с Богом, семьей и верующими соплеменниками. И вот «субботний» Горелик своей необычной внешностью, конечно же, приковывает к себе взгляды уличных прохожих.
«Ничего удивительного, я бы тоже смотрел, — улыбается он. — Важно не то, что смотрят, а то, как смотрят. Взгляды прохожих не злые, они просто заинтересованные — я это чувствую».
Здание синагоги казанской еврейской общине вернули еще в середине 1990-х, накануне переезда Горелика в Казань.
«Но было больно: ничего не осталось из того, что вкладывали в этот дом наши предки, — признается раввин. — На фасаде, где прежде были изображены скрижали Завета, теперь красовался «товарищ Ленин». Ленина мы убрали, скрижали повесили, но сам ремонт, внутренний и внешний, занял не один десяток лет».
На капитальный ремонт синагоги (которой, кстати, в этом году исполнилось 100 лет — прим. ред.) республиканские власти выделили из бюджета 30 млн. рублей. Вместе с пожертвованиями прихожан, составившими примерно такую же сумму, это сыграло ключевую роль в воссоздании культовой постройки. Последний этап работ, по словам Горелика, завершился в апреле-мае 2015 года.
Пока это единственная синагога в Татарстане, однако главный раввин надеется, что со временем храмы появятся и в других крупных городах республики. К примеру, в Набережных Челнах действует очень активная еврейская община, но у нее до сих пор нет своего лидера. Кадры являются серьезной проблемой и для российской версии иудаизма: на всю Россию — лишь 50 раввинов, подчиняющихся непосредственно воле главного раввина РФ Лазара. В Поволжье ситуация даже несколько лучше, чем в других регионах РФ: общины во главе с рабби существуют в Самаре, Ульяновске, Тольятти и т. д.
Казанскую общину кроме Горелика опекает попечительский совет, в который входят 10 человек во главе с председателем Михаилом Скоблионоком. Его непосредственным заместителем является Александр Вельдер. Еврейский общинно-благотворительный центр «Хэсэд Моше» возглавляет Анна Смолина. Есть и другие имена, которые главный раввин Казани не спешит раскрывать.
Один из читателей «БИЗНЕС Online» по имени Айрат Ахметзянов задал Горелику вопрос о том, станет ли он «как набожный иудей» есть блюдо с халяльным мясом в гостях у мусульман. Выяснилось, что в гости к мусульманину главный раввин РТ охотно пойдет, но вот от блюда откажется, потому что «халяльное не есть кошерное».
«Буду есть фрукты-овощи и пить воду», — пообещал Горелик. Свою позицию он объяснил тем, что кошерная кухня специфична и все-таки отличается от халяльной. Да, мусульмане и иудеи одинаково не едят свинины, но конина у последних также находится под жестким запретом. «Из мяса мы употребляем в пищу говядину, баранину, курицу, рыбу (если у нее есть чешуя и плавники), — уточняет Горелик. — Свои ограничения действуют не только в мясной кухне, но и по отношению ко многим другим продуктам. К примеру, прежде чем съесть конфету или выпить апельсиновый сок, иудей должен удостовериться, что все их ингредиенты, а также производственный процесс, предшествующий появлению данных продуктов на свет, соответствуют еврейскому диетарному закону».
Нельзя быть всеядным не только за обеденным столом, но и по отношению к информации, полагает Горелик.
«Важно сохранять свой мир. Не стоит читать все вывески на улицах, информацию во всех газетах. Я же не пылесос, чтобы вбирать в себя все подряд. Поэтому каждому необходимы ограничения: что он смотрит, а что не смотрит. Наши уши и глаза — это ворота в наш внутренний мир, но если человек хозяин над собой, то он может открывать и закрывать их, когда потребуется».
Главный раввин РТ побывал в гостях у нашей редакции на следующий день после окончания Хануки, одного из самых известных еврейских праздников, завершившегося в этом году 14 декабря. Возможно, поэтому Горелик решил подробно рассказать читателям «БИЗНЕС Online» о предыстории и значении праздника.
«Эта история случилась почти 2 200 лет назад, — напоминает он. — Греки пришли в Израиль и фактически подчинили его своей власти (подразумевается эпоха владычества над Святой Землей эллинистической династии Селевкидов — прим. ред.). Они не собирались уничтожать народ, живущий здесь, а просто предложили евреям жить как они. Чем-то это было похоже на то, как позднее поступила коммунистическая власть, ломавшая традиции и навязывающая советский образ жизни. Несколько десятков лет эллины были в Израиле: захватили храм в Иерусалиме, поставили там своего идола, что было самое страшное для народа. И народ восстал (имеется в виду восстание Маккавеев в 167 году до н. э. — прим. ред.). И была победа в этой войне, что являлось уже большим чудом, потому что еврейская армия была очень маленькой»
Но Ханука празднуется не в память победы правоверных иудеев над эллинами, а в память другого чуда, говорит Горелик. Когда еврейские воины освободили храм, они не смогли отыскать в нем ритуального масла для меноры (светильника из 7 свечей — прим. ред.), чтобы очистить здание после пребывания в нем язычников.
«Все склады с маслом оказались вскрыты и осквернены, — рассказывает Горелик. — Нашелся только один маленький кувшин, которого едва могло хватить на день. А для того, чтобы приготовить новое масло, необходимо 8 дней. Но неожиданно случилось чудо: масло из маленького кувшина горело на протяжении 8 дней и ночей, этого оказалось достаточно, чтобы возобновить запасы масла. Поэтому Ханука традиционно длится 8 дней».
Как говорит главный татарстанский раввин, смысл Хануки в том, чтобы никто не смел трогать национальных духовных ценностей.
«Самая дорогая вещь для каждого народа — это то, что он получил от своих предков, — подчеркивает Горелик. — Это нельзя трогать. Мы как бы говорим власти: люди готовы слушаться вас, если вы не будете покушаться на наши традиции. Это моя Тора».
Горелик считает, что Ханука во многом детский праздник, потому что завоеватели в первую очередь пытаются воздействовать на детские неокрепшие умы, зомбируя их своей идеологией. Поэтому Маккавеи спасли не просто Израиль — они спасли его детей. В благодарность за этот подвиг дети в дни Хануки зажигают свечи и в доме, и на улице.
«Потому что, если у тебя есть что-то хорошее, поделись этим», — резюмирует раввин.
Еще один праздник, которого не найдешь в религиозном календаре, но который дорог для каждого еврея, — это День Победы, считает Горелик. В нем тесно соприкоснулись исторические судьбы русского и еврейского народа.
«Я вижу, как здесь, в России, отмечается День Победы, — признается татарстанский раввин. — Этот день — и для евреев особый. Он — как символ спасения. Может быть, официально его нельзя так называть, но для меня 9 Мая — это все равно что день спасения еврейского народа, избавления его от большой беды».
В том, что президент Израиля Реувен Ривлин в этом году отказался (в ряду многих других международных лидеров) приехать на празднование 70-летия Великой Победы в Москву, Горелик не видит пренебрежения к празднику.
«Я не пресс-секретарь президента, — говорит он, — но в любом случае несостоявшийся визит не был вызван неуважением к 9 Мая».