(10 августа 2017) Израильская столица – не только вечный, но и бесконечный город. Совершенно ясно, что можно прожить здесь целую и долгую жизнь, причем жизнь активную и познавательную, а все равно останутся места, где не бывал, и истории, которые не слышал.
Ну вот, например, Старый город, или место, откуда, собственно, Иерусалим начинался. До сравнительно недавнего времени (а что такое полторы сотни лет в масштабе мировой истории?) считалось, что город строился вокруг Храмовой горы. Так считалось, пока британский археолог Чарльз Уоррен не обнаружил Ир Давид – Город Давида, подлинное начало столицы Иудейского царства древности и современного Израиля.
А всего-то нужно: выйти за крепостную стену Старого города и спуститься вдоль хребта в долину, чтобы увидеть раскопки древнего города, где обнажены культурные слои нескольких столетий.
Впрочем, давайте по порядку.
Итак, отправляясь в Иерусалим вы непременно побываете в тех местах, которые во всех туристических справочниках определяются понятием must. То есть Стена плача, она же Западная стена разрушенного Храма, Еврейский квартал, Храм Гроба, арабские торговые улочки, где можно за бесценок, если, конечно, поторговаться, купить сувениры, пряности, украшения. Но если у вас чуть больше времени или вы уже не в первый раз в израильской столице, доберитесь до Города Давида, там вам гарантированы впечатления совсем другого рода. Скажем, так: впечатления подлинные, а не глянцево-туристические. Там вы сможете вдали от праздной толпы рассмотреть и почувствовать подлинные артефакты, пройти дорогами далеких предков, представить себе их повседневную жизнь и быт, одним словом, дать волю воображению, которое унесет вас в прошлое, подобно машине времени.
В Иерусалиме где ни копни – наткнешься на историю. Проблема в том, что копать где угодно нет никакой возможности: на месте древних домов понастроены дома современные не выселять же их обитателей ради того, чтобы узнать, как жилось их предшественникам пару тысячелетий назад.
Но вот везение: посреди Иерусалима, вплотную к Городу Давида есть парковка «Гивати». Вернее, была, потому что сегодня на ее месте крупнейший раскоп общей площадью три с половиной тысячи квадратных метров. И этот раскоп – настоящий праздник для археолога и историка. На такой обширной площади можно копать сколько угодно, снимая слой за слоем столетия и добираясь до самых древних построек. Археологи оставили несколько уровней, соответствующих нескольким историческим эпохам, в общей сложности 17 векам…
Полюбовавшись на раскопки и ощутив дыхание вечности, спуститесь в подземелье – в древний водовод, выстроенный еврейскими мастерами во времена царя Ирода. Даже в самые жаркие дни здесь, на глубине двух десятков метров под землей, вы ощутите долгожданную прохладу. Здесь были древние цистерны, куда собиралась в сезон ливней дождевая вода, которой пользовались горожане. Обычно дом воздвигался над такой цистерной, в полу прорубалась дыра, и туда на веревке опускали ведро, чтобы наполнить его водой. Позже, в эпоху Второго Храма, был сооружен водовод, соединивший резервуары в единую систему. Местами этот путь, сложенный из огромных каменных глыб, становится совсем узким: его ширина составляет ширину плеч каменотеса библейской эпохи, поэтому иным нашим современникам приходится буквально протискиваться в некоторых местах боком. По этому подземному водному ходу можно дойти до Храмовой горы, точнее, ее основания. В прежние времена прямо над этим подземельем была шумная улица, а внизу журчала вода – источник и гарантия жизни. Вода стекала с холмов в Силуанский бассейн, который был в тот момент крупнейшим резервуаром влаги.
В эпоху Иудейских войн подземелье стало для многих иерусалимцев вторым домом. Здесь они укрывались от римских центурионов, здесь вели хозяйство и жили, время от времени наведываясь наверх. Во время раскопок археологи нашли в подземельях керамические сосуды, причем целые, а не черепки, что говорит о том, что здесь жили люди. Если бы сосуды просто попадали в отверстия в сводах, они бы разбились. Кстати, эти отверстия в сводах подземелья на этот раз послужили для партизанской войны: еврейские повстанцы появлялись на городских улицах внезапно, когда их никто не ждал. Римляне же, узнав об отверстиях, стали бросать в них факелы, выкуривая обитателей подземелья из их жилищ.
Короткая прогулка по древнему водоводу завершается у основания Храмовой Горы, той самой Западной стены, которую мы привыкли называть Стеной плача и куда паломники, туристы со всего мира, да и сами жители нашей страны несут записки с просьбами ко Всевышнему.
И здесь, у самого основания стены, на глубине двух десятков метров, тоже можно найти записки.
Выбравшись наружу, вы окажетесь под самой стеной, только не там, где бродят толпы туристов, а в тихом и уединенном месте. Здесь когда-то была знаменитая арка Робинсона – грандиозная каменная арка, построенная древними мастерами в те времена, когда еще инженерная наука не знала цемента. Своим названием она обязана американскому священнику и исследователю Библии Эдварду Робинсону, который в середине 19 века совершил две экспедиции в Эрец-Исраэль. Ему принадлежит несколько важных исторических находок, в том числе открытие арки, которая впоследствии будет названа в его честь.
Арку строили так: вначале насыпали огромный земляной холм, по нему выкладывали камни, а последним, имевшим форму трапеции, так называемым замковым камнем скрепляли всю конструкцию. Затем землю убирали из-под арки, и она возвышалась на высоте десятков метров, держась на тяжести собственных камней. В наши дни от арки остался лишь верхний фрагмент, вплотную примыкающий к стене Храмовой горы. Высоту арки можно оценить в наши дни, после того, как были удалены многометровые слои земли, скопившиеся здесь за два тысячелетия. На этих фотографиях можно видеть, как выглядело это место в конце 19 века и сравнить с тем, как это выглядит сейчас.
На сегодня пока все, но в мы непременно продолжим рассказ о Старом городе и Иерусалиме в целом и познакомим вас с самыми интересными и малоизведанными местами в израильской столице.