В Год семьи мы продолжаем рубрику «Семейные истории».
Деды и внуки
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ
Указом Президента России наступивший 2024 год объявлен Годом семьи.
Когда мы слышим это слово – семья, какой образ всплывает у нас перед глазами? Мама, папа и ребенок? Или много детей, если речь о многодетной семье?
«Стержнем нашего народа являются традиции, – говорит главный раввин казанской синагоги Ицхак ГОРЕЛИК. – Сохраняя и передавая из поколения в поколение все, что заповедал нам Всевышний, мы остаемся целостной нацией».
Родители казанского ребе еще в советские времена репатриировались в Израиль, чтобы иметь возможность растить своих детей в соответствии со своей верой. А 27 лет назад Ицхак и Ханна Горелик приехали в Россию, в Казань, чтобы помогать еврейским семьям Татарстана восстанавливать утраченное духовное наследи.
Мы встретились с ребе на следующий день после его 50-летнего юбилея.
— Я хотел отметить это событие именно в синагоге, — говорит Ицхак Горелик, — ведь очень много лет у нас здесь не было своего дома, а сейчас есть, и каждый еврей может прийти сюда помолиться. Вчера здесь стояли столы, были гости — примерно 150 человек, больше просто сюда не поместилось. Для меня очень важно, что были и те члены нашей общины, которые особенно активно участвуют во всем. Дело в том, что традиции передаются прежде всего в семье. Но ведь из-за атеистической идеологии выросли три поколения людей, оторванных от своих корней, и у них просто не было такой возможности увидеть, например, как празднуют шаббат в доме. И мы приглашаем людей по очереди в свою квартиру, чтобы они могли прочувствовать атмосферу и прожить те традиции, которые были утрачены.
Ребе уверен, что к укладу жизни, заповеданному Торой, призван каждый еврей.
— Иногда люди думают, что духовная жизнь – прерогатива раввинов, — говорит Горелик. – Но на самом деле наши молитвы, соблюдение шаббата и праздников, правила кошерной пищи и так далее – это наследие, данное каждому в нашем народе, независимо от его профессии. Например, мой папа архитектор, но и в Советском Союзе, где это было непросто, он старался соблюдать все традиции, и когда они переехали в Израиль, тем более соблюдает. Он вырос в Ташкенте, во времена, когда все связанное с религией было под запретом, и даже будучи учеником обычной советской школы, старался не нарушать шаббат. Например, нельзя писать в священный день, и он не писал.
Мама из Латвии, и когда у них была свадьба в 1968 году, они провели ее по всем нашим традициям в зале, который сняли в центре Риги, с хупой, это такой тканевый балдахин, под которым стоят молодожены во время благословения! Такое воспитание они приняли от своих предков, а это очень трудно уничтожить в человеке. Можно силой попробовать запретить надевать талит, молитвенное покрывало, запретить бороду и пейсы, но как отнять веру? Только не позволив передать ее детям. И наоборот, сохраняя преемственность поколений, народ сохраняет себя.
Это и было основным мотивом репатриации старших Гореликов, когда в 1971 году, с трудом получив разрешение на выезд, они уехали в обетованную землю. И уже там, в Израиле, в 1974 появился на свет Ицхак, один из их 8 детей.
— Родители поселились в небольшом городке Кирьят-Малахи, недалеко от Ашдода, — рассказывает раввин. – И я там вырос. Но я никогда не слышал от папы или мамы, что они уехали из Союза по каким-то экономическим или другим причинам. Они сделали это, чтобы воспитать нас в вере. Папа работает в Ашкелоне, 15 – 20 минут езды, и каждый день встает в 5 утра, чтобы пойти в синагогу и совершить утреннюю молитву. Так живет весь квартал. Наш дом — трехэтажный, по 4 квартиры на этаже, тут располагается инженер-электрик, он руководит электроснабжением всего юга Израиля, его жена, врач, еще в одной квартире семья пасечника, на другом этаже семья учителей и так далее. И все живут, соблюдая традиции. Особенно красиво это выглядело, когда в пятницу вечером, при наступлении шаббата, все надевали праздничную одежду и прямо по проезжей части шли в синагогу, ведь машины не ездят в этот день. Проходила общая молитва, и все собирались по домам, за столом, пели песни. Шаббат не просто выходной, это день, когда мы уделяем время самой жизни! Большинство людей озабочены дать детям образование, чтобы они овладели профессией, а умеем ли мы жить?! Не зарабатывать и делать карьеру, а именно жить? Когда выходной, отпуск или приходит время пенсии, некоторые люди просто не знают, чем заняться. Шаббат учит нас жизни, это время, когда мы можем напитать нашу душу подлинными ценностями. Мы же кормим наше тело? Вот и душа нуждается в пище, а это молитва, искренний разговор за столом, который не касается каких-то земных вещей, радость от самого момента, от самой жизни! Не от того, что мы ждем в будущем, а то, что происходит здесь и сейчас. Понимаете, о чем я говорю?
— А как ваши родители отнеслись к тому, что вы решили поехать в Россию, в ту землю, из которой они вынуждены были уехать много лет назад? – интересуюсь у ребе.
— Сейчас это уже совсем другая страна, — восклицает Ицхак Горелик. – Все могут жить здесь, исповедуя свою веру и соблюдая традиции. Вся наша семья является учениками Любавичского ребе, большого духовного лидера нашего народа. Он призывал нас думать о евреях, живущих в разных уголках мира, и мы с женой были готовы отправиться в любой город России, так получилось, что 17 января 1997 года я ступил на казанскую землю и ни разу об этом не пожалел!
Особенности еврейской семьи от Ицхака Горелика:
- Традиции закладываются в семье.
- Духовный уклад жизни — удел каждого еврея, а не только раввинов.
- Традиции учат жизни, а не усложняют жизнь.
Роман УСАЧЕВ
ФОТО Наталья ВЯТКИНА и из личных архивов семьи Гореликов
Журнал «НАШ ДОМ — ТАТАРСТАН» №2 (085) — 2024