То, что я еврейка, мне сообщили одноклассники и не в самой приятной форме. Дома эта тема, как, наверное, в любой ассимилированной семье, не поднималась. Меня учили оценивать людей прежде всего по поступкам. Первое, что я почувствовала в новой еврейской ипостаси, был дискомфорт. Мама всё расставила по местам, просто сказав, что как кто-то – татарин, а кто-то – китаец, так и я – еврейка, с этим мне жить, вот и всё. Вообще мама открыто никогда не занималась моим еврейским образованием, но в нашей семье что-то «еврейское» всегда присутствовало на генетическом уровне. Как потом выяснилось, очень многое я с детства воспринимала по-еврейски, сама того не осознавая.
Тема войны и холокоста была с детства особо глубоко прочувственной. У нас было много родственников на Украине. Большинство погибли. Я родилась в Москве, но мама моя из Нежина. Первый раз я там побывала в 16 лет. Потрясла разрушенная синагога, полное ощущение «попадания» в фильм Андрея Тарковского: вода и солнечные лучи через разбитую крышу… А как бабушка пела украинские песни, длинные и протяжные, с еврейской болью в глазах.
В пику антисемитизму
В еврейские организации попала банально, помог антисемитизм. Поступая в аспирантуру по направлению «русский фольклор», узнала: мой научный руководитель выразил сомнение, что еврей может по-настоящему любить русскую культуру, потому справедливее на моё место взять человека с более низкими оценками, но с «правильной» национальностью. Меня эта ситуация глубоко потрясла. И в еврейский мир, собственно, пришла, чтобы понять, почему я не могу любить русскую культуру. Вскоре наряду с русским языком и литературой я начала преподавать еврейскую историю и традиции. А с 1994 года профессионально работаю в этнокультурных организациях.
ФЕНКА – Федеральная еврейская национально-культурная автономия – светская организация, сотрудничающая со всеми национальными общинами. В её компетенцию входят эффективное взаимодействие с властью как в центре, так и в регионах; проведение проектов и программ, способствующих построению межнациональных диалога и согласия; поддержка и продвижение еврейской общины.
Работы много, особенно в последние годы. Мы занимаемся ивритом, идишем, проводим семинары для преподавателей, образовательные проекты, конференции, очень много работаем по межнациональной тематике.
Учиться проектному менеджменту
Вижу, что у людей гигантская проблема с проектным менеджментом. Недостаточно просто генерировать идеи, воплотить их в жизнь – вот задача, с которой справляются единицы. С одной стороны, обучаем людей проектному менеджменту, с другой – делаем это на примере межнациональных проектов. И если государство готово выделять средства на такие вещи, в итоге все остаются в выигрыше: и национальные организации, и власть. Кроме приобретения опыта и знаний улучшаются отношения между людьми, строятся диалог и взаимодействие. Путь разъединения не конструктивен, будущее за взаимным узнаванием и взаимообогащением культур. У нас очень редкий «продукт на рынке», с ним надо работать профессионально. Понятно, когда предлагаются конкретные услуги больным, старикам или детям. А что такое «улучшение межнациональных отношений»? Но они улучшаются!
Основная возможность, предоставленная нам Стратегией государственной национальной политики, – это участие в её реализации через реально работающие межнациональные проекты, дающие долгосрочный эффект. И такие примеры у нас есть, взять хотя бы семинары по проектному менеджменту в рамках «Клуба межнациональных инициатив». Участники семинаров аккумулируют идеи, превращают их в проекты и лучшие реализуют у себя в регионах. Самые успешные практики будут доступны для тиражирования. Ведь когда люди вместе работают над какими-то темами, они лучше узнают друг друга, рушатся стереотипы, решаются проблемы, сглаживаются конфликтные ситуации, возникает уважение к другой культуре и обычаям, человек начинает глубже понимать и больше ценить свои собственные культуру и традиции.
Подобные проекты я называю «антилубочными», потому что в обществе сложилось некое штамповое, «лубочное» представление о национальных культурах, а также о том, что многочисленные этнические диаспоры, ассамблеи и ассоциации занимаются исключительно песнями и плясками. А нам хочется доказать, что это не так. Есть очень серьёзные, вдумчивые, просветительские инициативы. Важно, чтобы в ходе нашей деятельности обычные люди как можно больше узнавали о жизни друг друга, такое тесное общение и разрушает стереотипные представления об этносах и работе национальных организаций.
Не надо стесняться!
Недавно в Ассамблее народов России подводили итоги конкурса социальных роликов. Молодые ребята писали сценарии на тему межнационального мира и согласия. И, поверьте, отобрать среди них лучшие было совсем нелегко. Ведь нужна не просто красивая картинка, а осознание того, как наше слово отзовётся. Оно может работать как на гармонизацию межнациональных отношений, так и подрывать их. Был очень хороший сюжет, в котором мальчик-инвалид, студент одного из московских вузов, рассказывал о предубеждениях против людей с ограниченными физическими возможностями и проводил параллель между этим неприятием и неприятием по национальному признаку. Оба они основаны на распространённых предубеждениях против «других» чем-то отличающихся людей. Но ведь все мы имеем равные права, схожие мечты и устремления! Человеческая ценность не зависит от этнического происхождения, и необходимо как можно больше говорить на эту тему. Создание подобных социальных роликов крайне важно, так как они позволяют иначе взглянуть на проблему, заставляют задуматься.
Частично мы и сами виноваты в том, что в обществе сложилось превратное впечатление о деятельности этнокультурных организаций. Закрываемся, замыкаемся, не рассказываем о себе. Где-то стесняемся, где-то просто не умеем. Потому сейчас и необходимо выстроить грамотную систему информационной политики, как можно чаще ездить в регионы, говорить с коллегами, объяснять важность открытости нашей деятельности. Наше будущее во взаимном узнавании и взаимодействии.
Пару лет назад провела опрос среди своих коллег – руководителей различных неэтнических организаций. Все они хором утверждали, что в работе национальных объединений нет никакой специфики. Когда я рассказала о вопросах миграции, ксенофобии, межнациональных конфликтах, оказалось, что об этом они никогда не задумывались. Надо больше давать информации о нашей деятельности, не концентрируясь только на успехах и достижениях, не замыкаясь исключительно в пределах собственной диаспоры, больше рассказывать о простых людях: не о крупных начальниках, а о тех, кто живёт обычной повседневной жизнью. Когда мы увидим, что в каждом человеке есть что-то замечательное, тогда и стереотипы не нужно будет преодолевать – они исчезнут сами собой.
Источник: НацАкцент