(9 октября 2017) В дни праздника Суккот и сразу после него происходит такое количество театральных и музыкальных событий, что одно их перечисления вынудило бы нас значительно превысить порог читательского терпения.
Цирк: Чаплин в жюри
Начнем с циркового жанра, ибо именно цирк столь дорог многим из нас с самого детства.
В Израиле есть только одна постоянно действующая цирковая труппа, но зато есть фестиваль циркового искусства, который проходит в дни праздника Суккот в южном городе Ашдоде, известном своей любовью к музыке. Международный цирковой фестиваль пройдет здесь уже в третий раз 8 – 10 октября, и в этом году, учитывая громадный интерес к представлениям и конкурсным выступлениям, организаторы решили установить шатер, вмещающий тысячу зрителей!
Речь идет о фестивале с конкурсной программой, в которой примут участие цирковые артисты из Израиля, России, Украины, Дании, Грузии, Армении, Испании, Франции, Италии, США, Канады, Эфиопии, Польши, Монако, Мексики, Молдовы, Тайваня, Швейцарии и Беларуси.
Назовем лишь нескольких. Это «Трио Экивоки» – известные клоуны, призёры фестиваля в Монте Карло; силовой эквилибр из Армении «Братья Варданян» – победители российской «Минуты Славы» 2017 года; Квартет «Доаболо Вокер» из Тайваня; «Братья Гамо» из Эфиопии с номером «Икарийские Игры»; «Мотус группа» – подкидные доски из Дании; Виктория Дзюба – украинская «ручная» эквилибристка, эквилибрист на лестнице Роман Мунин, воздушная гимнастка Инка Клачевски из Польши и другие.
Они покажут свои номера, а судьи решат, кто станет лучшим. Кстати, на этот раз более чем уместен вопрос: «А судьи кто?». В составе жюри – сын великого Чарли Чаплина Юджин Чаплин, художественный руководитель парижского кабаре «Мулен Руж» Тьерри Утрилле, Филипп Агоге из цирка Дю Солей; известнейший дрессировщик Борис Федотов, художественный руководитель международного циркового фестиваля в Монте-Карло в Монако Ален Фрер и многие другие.
Этот фестиваль проводится при поддержке ашдодского муниципалитета, поэтому билеты субсидированы, и не станут тяжелым бременем для семей с детьми.
Следует упомянуть и тех, без чьего участия этот фестиваль не состоялся бы три года назад и не стал бы таким крупным событием, которым он является сегодня. Та самая профессиональная цирковая труппа, о которой речь идет выше, – цирк «Дорато» и его основатель Слава Нусинский, который стал и художественным руководителем фестиваля. Благодаря его энтузиазму и настойчивости, а также поддержке соратников стал возможен фестиваль мирового уровня и то феерическое действо, которое ждет нас уже на следующей неделе.
Конкурсная программа будет проходить в течение трех дней, а завершится фестиваль грандиозным гала-концертом, который состоится 10 октября в 19.30. Все представления фестиваля проходят в цирке шатре-шапито, установленном на «Площади Парусов כיכר המפרסיות» недалеко от муниципалитета города.
Театр: что там Герцль сказал?
Мы давно не рассказывали о премьерах в израильском театре «Гешер». И вот появился повод: в октябре театр представляет спектакль «Герцль сказал!».
Это очень неожиданная постановка. Во-первых, потому, что это комедия, а во-вторых, потому что комедия музыкальная. Вы спросите, как же можно про Герцля, отца-основателя и вдохновителя сионизма – и вдруг в музыкально-комедийном жанре?
Очень просто: новая постановка «Гешера» – вольная интерпретация знаменитой утопии Теодора (Биньямина-Зеэва) Герцля «Альтнойланд» (Старая Новая Земля).
В 1902 году Теодор Герцль опубликовал утопический роман «Альтнойланд», сюжет которого уходит в далекое будущее. В этом будущем уже создано еврейское государство, а сама книга – настоящая инструкция для строителей нового общества на Земле Обетованной. Сегодня, спустя более чем столетие, мы отлично понимаем, насколько действительность может расходиться с мечтами. Не то чтобы в худшую или лучшую сторону, просто действительность всегда другая, чем картины, которые рисует нам воображение.
Спектакль, созданный по пьесе Рои Хена, – настоящая комедия, с легко узнаваемыми персонажами, некое пособие по истории, которую многие уже подзабыли. Рои Хен – драматург, или, если угодно, завлит театра «Гешер», уже хорошо знаком нашим читателям, а тем, кто с ним незнаком, мы с удовольствием о нем напомним.
Спектакль поставлен в преддверии 70-летия государства Израиль, которое мы будем отмечать в будущем году. Эта историческая дата – отличный повод для того, чтобы вспомнить, что сказал Герцль и сопоставить с тем, что получилось на самом деле.
В спектакле заняты: Гилад Клеттер, Генри Давид, Ори Янив, Рут Расюк, Эли Менаше, Зив Меир. Художественный руководитель постановки – Евгений Арье.
«Герцль сказал»: ближайшие спектакли театра «Гешер» пройдут 12, 14 и 15 октября.
Музыка: литургика и карнавал
Каждый год в дни Суккот в деревне Абу-Гош, что на подступах к израильской столице, проходит международный фестиваль вокальной и литургической музыки. В нынешнем году этот фестиваль выпадает на 10 – 14 октября и представляет поистине уникальную программу, состоящую из 16 концертов. Остановимся лишь на двух произведениях, шедеврах литургики, выбранных нами по той причине, что они очень редко исполняются.
Оратория Il diluvio universal («Всемирный потоп») – шедевр барочной музыки для солистов и оркестра сицилианского композитора Микеланджело Фальветти. Сицилианская оратория «Всемирный потоп» для пяти голосов и пяти инструментов была впервые исполнена в Мессине в Италии в 1682 году, когда композитор Микеланджело Фальветти, уроженец Палермо, был назначен maestro di cappella мессинского собора. Когда он прибыл в Мессину, в городе еще присутствовали следы жестокого подавления восстания мессинцев против испанской монархии. Эти впечатления, как считается, и подвигли композитора к написанию оратории, которая посвящена теме человеческого неповиновения и божьего наказания.
В Абу-Гош это произведение впервые было исполнено два с половиной года назад и повторяется по просьбе слушателей в исполнении солистов (Таль Ганор, Юваль Орен – сопрано, Давид Фельдман – контратенор, Ошри Сегев – тенор, Яир Полищук – бас) и ансамбля старинных инструментов «Феникс» (дирижер – Мирна Герцог).
Оратория «Всемирный потоп» будет исполнена 14 октября в церкви Кирьят-Яарим в 11:30.
А в этот же день, только вечером, в той же церкви пройдет концерт «Возвращение мадригала», на котором будут исполнены произведения Габриэли, Монтеверди, Перселла, Элгара и Ленона-Маккартни.
Монтеверди, создавший сотни мадригалов, утверждал, что «музыка призвана выражать три душевных состояния: нежность, сдержанность и взволнованность». Старинные и современные мадригалы прозвучат в исполнении восьми солистов: сопрано Эйнат Аронштейн и Адас Фаран, меццо-сопрано Авиталь Дери, контр-тенора Давида Фельдмана, теноров Эйтана Дрори и Ошри Сегева, басов Гай Пелеца и Йоава Вайса. Концерт назван «Возрождение мадригала», потому что этот жанр, практически забытый в предшествующие столетия, вновь возвращен к жизни, о чем свидетельствуют прекрасное произведение Эдварда Элгара на текст Альфреда Теннисона и даже песни «Битлз» в обработке для восьми голосов.
Концерт «Возвращение мадригала» пройдет в субботу, 14 октября, в 18:00.
Кроме того, в программе фестиваля в Абу-Гош выступления великолепных хоровых коллективов, в том числе знаменитого KammerchorStuttgart (Камерного хора Штутгарта) под управлением Фридера Берниуса, уникального хора «Маленькие певцы Армении» под руководством художественного руководителя и дирижера Тиграна Экекяна. В программе фестиваля спиричуэлс и песни Леонарда Коэна; барочная музыка, еврейская литургика, танго, ирландские и цыганские песни; программа, посвященная Бобу Дилану, день аккордеонов, концерты на открытом воздухе, мастер-класс по бамбуковых флейтам и многое, многое другое.
И