(19 сентября 2017) Говоря о главных музейно-выставочных событиях уходящего лета и наступившей осени, невозможно не назвать две самых крупных, причем крупных не только по значению, но и по размаху выставки – китайца Ай Вейвея и американки Луиз Буржуа.
Обе экспозиции гигантские по размерам, обе представляют художников мирового значения, обе выставлены в нашей стране впервые, причем в главных израильских городах: Вейвей в столице, Буржуа – в крупнейшем мегаполисе.
О них наш сегодняшний рассказ.
Выставка китайского художника Ай-Вейвея Mауbe, Mауbe not, которая проходит в эти дни в Музее Израиля в Иерусалиме, первым делом поражает своим размахом. Четыре огромных зала заняты под экспозицию. Лишь спустя какое-то время глаза и мозг начинают воспринимать детали, каждая из которых несет собственное послание.
Вот, например, огромная инсталляция «Семена подсолнечника» – не много не мало, сто миллионов семян, изготовленных из фарфора и раскрашенных вручную. Вес инсталляции – 23 тонны, и впервые она была показана в Лондоне в 2010 году. Разумеется, в подготовке инсталляции художнику помогали подмастерья – в этом случае речь идет о 1600 работниках, которые трудились не покладая рук. Эта инсталляция метафорически отсылает нас к теме председателя Мао, «красного солнца наших сердец», и подсолнуха – цветка, следующего за солнцем.
Следующий зал – огромные деревья. Издали кажется, что эти гиганты были выкорчеваны из земли и привезены в музейные залы. Но на самом деле они сделаны из обломков древнего китайского святилища и скреплены болтами. Совсем необязательно пытаться постигать замысел художника, каждый посетитель самостоятельно достраивает метафорический ряд.
Следующий зал – огромный ковер, сотканный вручную целой армией помощников, и стены, обклеенные обоями с бесконечной чередой военных сюжетов разных эпох – от античности до наших дней. Ковер и обои – аллюзия на историю расправы нацистского режима с «дегенеративным искусством» и последовавшими за этим событиями, приведшими в конечном счете к самой страшной войне в истории человечества….
Кстати, стены всех залов выставки обклеены обоями – картинами, несущими в себе важную смысловую нагрузку. Здесь и рукоухие фигуры с оттопыренным пальцем, которые можно трактовать и как вызов обществу, и как готовность прислушиваться к мнению «вышестоящих товарищей», что-то вроде более привычной нам «фиги в кармане». Здесь и золотые барочные фото-композиции во всю стену: стоит присмотреться, и увидишь, что все эти вычурные орнаменты составлены из изображений видеокамер и наручников – символов несвободы и тотальной слежки в духе «Большого брата».
Прежде чем отправиться на выставку Ай Вейвея в Музей Израиля, стоит познакомиться с его биографией. Этот художник-бунтарь знавал непростые времена. Он родился в Китае под властью Мао 60 лет назад в семье выдающегося поэта Ай Цина, который был репрессирован и на долгие 16 лет сослан в деревню, где в качестве трудовой повинности должен был чистить общественные туалеты. Репрессии сказались и на семье: только после того, как отец был реабилитирован (а это произошло лишь в 1978 году), Ай Вейвей смог поступить в Пекинскую академию киноискусства на отделение анимации. Но и там ему не удалось избежать прессинга властей. Спустя три года художник сумел сбежать в США, где учился в Нью-Йоркской школе дизайна «Парсонс». Однако, узнав о болезни отца, вернулся на родину в 1993 году.
Поначалу его отношения с режимом были сносными, ему даже доверили проектировать Олимпийский стадион в Пекине. Но период лояльности по отношению к власти закончился в 2008 году после разрушительного Сычуаньского землетрясения. Ай Вейвей раскрыл факты воровства и коррупции строительных подрядчиков, построивших непрочные общественные здания, в которых погибли тысячи детей. За это он был арестован и жестоко избит полицейскими. Ему предъявили вымышленные обвинения и посадили в тюрьму, откуда он был освобожден благодаря широкой общественной кампании в защиту художника во всем мире.
В 2011 году он вновь эмигрировал – на этот раз в Берлин. В том же году по версии рейтинг-листа «Сто самых влиятельных персон в мире искусства» ему было присуждено первое место. А по версии журнала «Тайм» он занял 24-е место в списке самых влиятельных людей планеты.
Выставка Ай Вейвея Mауbe, Mауbe not экспонируется до 28 октября в Музее Израиля в Иерусалиме
***
Из столицы переместимся на побережье Средиземного моря, в Тель-Авивский художественный музей, где на прошлой неделе открылась выставка американской художницы французского происхождения Луиз Буржуа Twosome.
Louise Bourgeois
TWOSOME, 1991
Steel, paint and electric light
190.5 x 193 x 1244.6 cm.
Collection The Easton Foundation
Photo: Peter Bellamy, © The Easton Foundation/ Licensed by VAGA, NY
Ее название можно перевести как «Двое» или «Двойственность» – это уж как кому больше нравится. Многие из полусотни работ, выставленных в Тель-Авивском музее, представляют собой парные композиции, в том числе и скульптура Twosome, название которой получила и вся экспозиция. Эта работа создана в 1991 году и впервые была представлена в Нью-Йорке, в Музее современного искусства MoMA. Работа эта экспонируется редко, но до Тель-Авива добралась. Она представляет собой два внушительных размеров цилиндра, залитых мерцающим красным светом, малый резервуар по рельсам движется внутри большого, все вместе создает не только постоянное движение, но и равномерный гул, сопровождающий выставку.
Louise Bourgeois
SPIDER COUPLE, 2003
Steel
228.6 x 360.7 x 365.8 cm.
Private Collection
Photo: Christopher Burke, (c) The Easton Foundation/Licensed by VAGA, NY
Одна из самых знаменитых и узнаваемых работ художницы – «Пауки» – парная скульптура, поражающая не только своими размерами, но и экспрессией. Мотив пауков – один из любимых у Луиз Буржуа. Паучиху изображает скульптура «Мамочка» («Маман») еще одна «паучиха» была продана на аукционе Christie’s в 2015 году за невероятную сумму в 28.2 миллиона долларов. Это случилось пять лет спустя после смерти художницы в 2010 году, но начало своей мировой славы она все же успела захватить. Ее судьба исключительна интересна и самими событиями и перипетиями, и их взаимодействием с историей прошедшего столетия.
Луиз Буржуа родилась в 1911 году в Париже, а выросла в Обюссоне, где ее семье принадлежала мастерская по реставрации старинных шпалер. Там ее застала Первая мировая, которую Луиз, по малости лет запомнила плохо, там же пробудился ее первый интерес к искусству и ремеслу, ведь ремесло – важнейшая составляющая искусства, особенно если речь идет о скульптуре, которой посвятила свою жизнь художница.
Ее отрочество и юность были омрачены семейными драмами и смертью матери. Все это оставило настолько глубокий след в душе будущей художницы, что она предприняла попытку самоубийства. Но у «небесной канцелярии» были свои соображения на ее счет: Луиз Буржуа было суждено прожить 98 лет, наполненных трудом и творчеством.
Louise Bourgeois
GIVE OR TAKE, 2002
Bronze, silver nitrate patina
8.9 x 58.4 x 12.7 cm.
Collection The Easton Foundation
Photo: Christopher Burke, (c) The Easton Foundation / Licensed by VAGA, NY
Впрочем, поначалу она не видела себя профессиональным художником, совсем наоборот, поступила в Сорбонну на математический факультет, где, помимо математики, изучала философию и защитила научную работу, посвященную Блезу Паскалю и Иммануилу Канту.
В начале 30-х годов Луиз, увлекшись левыми идеями, дважды посетила Советский Союз. Тогда же она начала изучать искусствоведение в Высшей школе Лувра и в Школе изящных искусств, ассистировала Фернану Леже, который и побудил ее заняться скульптурой. В конце 30-х Луиз вышла замуж за американского искусствоведа Роберта Голдуотера, эксперта по первобытному искусству, который стал первым директором нью-йоркского Музея первобытного искусства в 1957. В 1939 вместе с мужем переехала в Нью-Йорк.
Ее первая выставка скульптур – тогда еще только деревянных – состоялась в 1949 году. В 70-е годы художница начинает работать с мрамором и бронзой, черпая вдохновение в Италии, куда она часто приезжает. В эти годы она успешно занимается преподавательской работой, становится почетным доктором изящных искусств Йельского университета. И вот наконец – в 1982 году, на 71-м году жизни художница удостаивается своей первой ретроспективы в MoMA. После этой выставки она получает мировое признание, а стоимость ее работ взлетает до астрономических величин
Выставка Луиз Буржуа Twosome в Тель-Авивском музее продлится до 20 января 2018 года.