(30 июня 2021) Еврейская община запускает виртуальный «Календарь памяти», приуроченный к 80-летию начала Второй мировой войны и Холокоста в Литве.
Литовская еврейская община расскажет в Facebook истории из жизни евреев в республике, сообщает 15min.lt.
21 июня 1941 года нацистская Германия начинает операцию «Барбаросса» и пересекает границу Литвы. Начало Второй мировой войны в Литве – это также начало преследований и убийств евреев.
«80 лет назад евреи были в вихре тех же исторических и политических событий, что и другие литовские евреи были депортированы в Сибирь, откуда некоторые не вернулись, евреи стали свидетелями начала Второй мировой войны. После этого случился Холокост. В июне 1941 года, ровно 80 лет назад, это конец еврейской общины, веками жившей в Литве. Потом все изменилось», – рассказала председатель еврейской общины Фаина Куклянски.
С конца июня Литва почти каждый день теряла целую общину. Паланга, Дарбенай, Скаудвиле, Швенченис, Пильвишкяй, Йонава, Купишкис и десятки других городов за три месяца потеряли почти все еврейское население.
Координатор онлайн-проекта Рута Рыбинскайте отметила, что уже в первые дни войны нападения на евреев происходили в разных частях Литвы. Их атаковали на улицах и в синагогах, некоторые нападения превратились в массовые убийства.
Литовские музеи, хранящие фрагменты жизни 80-летней давности, помогли литовской еврейской общине найти информацию, сохранившиеся фотографии и рассказы.
Ранее Фаина Куклянски раскритиковала постановление Сейма «О праздновании 80-летия великих потерь и сопротивления оккупации тоталитарных режимов». Представитель литовских евреев заявила, что в документе «отсутствует один существенный элемент» – напоминание о том, что массовые убийства были совершены с помощью местных коллаборационистов.
Так, наряду с литовцами, которые в годы Второй мировой войны спасали евреев, было немало коллаборационистов, участвовавших в Холокосте. С началом немецкой оккупации уничтожение еврейского населения стран Балтии было поставлено на поток. В Литве было уничтожено до 95–96% проживавших до начала войны евреев.