(6 октября 2017) Приближается один из важнейших еврейских праздников – Йом Кипур (Судный день) – день покаяния и поста, когда, согласно религиозной традиции, подводится итог всему предшествующему году и выносится вердикт.
О смысле и традициях проведения этого праздника написано немало, поэтому мы сегодня коснемся только одного аспекта – той атмосферы, которая сопровождает этот праздник в современном Израиле. Для того, чтобы провести Судный день в духе еврейской традиции, совсем необязательно быть религиозным человеком. В Израиле, где светское население составляет подавляющую часть граждан страны, синагога – далеко не единственное место проведения этого праздника.
В Израиле многие светские жители в шутку называют Судный день «днем велосипедиста», поскольку в этот день, начиная с вечера накануне, практически полностью прекращается движение не только общественного, но и личного автотранспорта, а проезжая часть улиц становится достоянием пешеходов и множества детей на велосипедах. Вечером, когда наступает праздник, в израильских городах можно видеть массы празднично одетых людей, разгуливающих посреди проезжей части с чадами и домочадцами.
Что касается религиозных предписаний Судного дня, в частности строгого поста продолжительностью немного более суток, каждый израильтянин решает эти вопросы в соответствии со своими взглядами. Если верить опросам, большинство еврейского населения Израиля в этот день соблюдает пост. Кто-то постится и при этом бродит в интернете, а кто-то наоборот, не включает электроприборы, но позволяет себе несколько глотков воды и бутерброд. Одним словом, сколько людей, столько и вариантов. И всё же существует некая связующая нить, которая объединяет весь народ Израиля в Судный день. Это так называемый хешбон нефеш, подведение моральных итогов, когда каждый человек анализирует свои поступки за прошедший год и дает им оценку. И независимо от степени религиозности израильтяне в эти дни просят прощенья друг у друга, поскольку смысл слихот, то есть молитв, которые читаются период между Рош ха-Шана и Иом Кипуром, не столько в том, чтобы получить прощенье у Всевышнего, сколько у близких и знакомых людей.
В последние годы все большую популярность получают так называемые альтернативные формы проведения еврейских праздников, в том числе и Судного дня. Особенно широко это явление проявилось в прошлом году, когда в Израиле отмечали 40-летнюю годовщину начала Войны Судного дня. Это обстоятельство придало одному из важнейших еврейских праздников дополнительный смысл, связанный не столько с религией, сколько с историей нашего государства. Такие альтернативные церемонии проводятся в десятках, а то и сотнях мест по всей стране, и их организаторами являются как общественные структуры, так и частные лица..
Одна из таких церемоний уже не в первый раз пройдет в общественной организации «Бина». Слово бина переводится с иврита как «разум, интеллект». Полное название организации, которое звучит как «Бина – светский бейт-мидраш», говорит само за себя. Ее задача – изучение иудаизма с позиции светского человека. Начиная с вечера Судного дня здесь проходят молитвы, лекции, занятия и свободное общение. Для проведения церемоний Судного дня «Бина» использует крышу здания старейшей израильской газеты «Маарив», откуда открывается потрясающий вид на Тель-Авив.
Альтернативные церемонии в Судный день особенно популярны у светских тельавивцев, и поэтому в городе в эту ночь открыты двери многих общественных организаций, где проводятся различные мероприятия начиная от молитв и заканчивая оживленным хеппенингом, включающим песни и просмотр тематических фильмов. И если синагога требует во время молитвы четкого разделения на мужскую и женскую часть, в ходе светских церемоний участники проводят время вместе – целыми семьями или дружескими компаниями.
В преддверии Судного дня в Израиле особенно популярны ночные походы и экскурсии по Иерусалиму. Среди них немало тех, что проводят русскоязычные гиды. Такие экскурсии включают участие в обряде капарот – искупления грехов, который религиозные евреи совершают после праздника Рош ха-Шана. Этот обряд символизирует передачу грехов от человека к петуху или курице, которую вращают над головой. Далеко не всем этот обычай по душе, поэтому при записи на ночную экскурсию можно заранее отказаться от участия в этом обряде.
Если вам доведется побывать на такой ночной прогулке, вы сможете убедиться, что израильская столица и не собирается спать. Город, особенно религиозные кварталы, бурлит в поздние ночные часы, улицы полны людьми всех возрастов, жителями здешних кварталов и туристами. Открывают свои двери многочисленные синагоги, куда устремляются верующие, чтобы после полуночи начать чтение слихот – в последний раз перед наступлением Судного дня. У Стены плача в этот вечер, предшествующий празднику Йом Кипур, настоящее столпотворение. Люди начинают собираться ближе к полуночи, и до самого утра толпа не расходится, проводя время в молитвах.
Замечательный израильский поэт Иехуда Амихай прекрасно описал это время в Иерусалиме в своем стихотворении «Иерусалим – гавань на берегу вечности…» (перевод Александра Воловика).
Иерусалим – гавань на берегу вечности.
Храмовая Гора – огромный корабль для увеселений.
Из иллюминаторов Стены Плача смотрят
веселые святые, они отплывают,
им машут хасиды с пирса:
Плывите с миром, до встреч!…
Иерусалим всегда в движении, всегда в пути.
И ограждения, и пирсы, и стража, и флаги,
и высоченные мачты церквей
и мечетей, и трубы синагог, и лодки псалмов,
и волны гор. Слышен зов шофара: еще корабль отплывает.
Матросы Йом Кипура в белых формах снуют вверх и вниз
по вантам и реям верных молитв.
Торжище и врата, и купола златые:
это Иерусалим, Венеция Всевышнего.