(4 октября 2017) Суккот – один из важнейших праздников в еврейской традиции. В нынешнем году он выпадает на 4 октября и продлится целую неделю, завершившись праздником Симхат Тора.
Человеку, незнакомому или мало знакомому с еврейской традицией, будет интересно узнать о том, что у этого праздника есть несколько названий. На русском языке его называют «праздником кущей», праздником шалашей или праздником сбора плодов – именно так эти дни обозначаются в Библии.
«Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего», – говорится в священной еврейской книге. Этот праздник отмечают на 15-й день еврейского месяца тишрей. В библейские времена это было время, когда завершался сбор урожая и земледельцы могли себе позволить отдых до начала первых дождей.
Главным атрибутом праздника является сукка – ярко украшенный шалаш, где, согласно еврейской традиции, следует проводить как можно больше времени в течение всей праздничной недели. Возводить сукку следует под открытым небом: в наши дни ее строят во дворах домов, на крыше, на открытых террасах или даже балконах. Стены шалаша в наши дни делают из чего угодно: из тростника, фанеры, обычной или набивной ткани. А вот относительно крыши традиция требует соблюдать строгие предписания. Крыша не должна быть достаточно плотной, чтобы обеспечить тень, но при этом не сплошной, через нее должен проникать свет и капли дождя. Сукку украшают гирляндами, картинами, мишурой, чтобы все время нахождения в ней было окрашено праздничным настроением – ведь в течение семи праздничных дней шалаш посетят семеро очень важных гостей.
С этими гостями связан важный обычай праздника Суккот, называемый непонятным словом Ушпизин. Слово это в переводе с арамейского (а именно на этом языке говорили наши предки во времена ТАНАХа) означает «гость». Обычай требует каждый день перед входом в сукку приглашать одного из гостей, чьи имена вы найдете в Библии. Это наши праотцы Аврахам, Ицхак и Яаков, праведник Йосеф, наш учитель Моше, первосвященник Аарон и царь Давид. Каждый вечер один из гостей символически присутствует на главной трапезе.
Трапеза может быть самой обычной, за исключением субботнего вечера, когда подаются праздничные блюда. В первый день Суккот глава семьи непременно должен съесть в сукке кусочек хлеба размером не меньше маслины.
На мужчин в дни праздника возлагаются важные предписания: каждый день они должны держать в руках арба‘а миним(четыре вида растений), каждое из которых наделено особым смыслом.
В книге Левит говорится: «Возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней».
Каждый из четырех видов растений обладает собственным значением. Этрог – цитрусовый плод, обладающий и вкусом, и запахом, символизирует человека духовного и приносящего пользу. Лулав – нераскрывшаяся пальмовая ветвь – символизирует людей, хорошо знающих Тору, но не совершающих добрых дел. Мирт – растение несъедобное, но обладающее приятным запахом, – символизирует людей, совершающих добрые дела. И наконец, верба, у которой нет ни вкуса, ни запаха, это люди, которым неведом ни свет Торы, не способность творить добро для других. И все же они тоже включены в этот символический букет, ибо являются неотъемлемой частью арба‘а миним. Это означает, что все евреи объединены Творцом, чтобы совершать добрые дела, нести свет учения, помогать друг другу и нести ответственность за других.
В дни, предшествующие Суккот (а это всего 5 дней после исхода Йом Кипур – Судного дня), по всему Израилю проходят базары, где можно купить арба‘а миним. Это же время следует употребить на строительство сукки. А если какая-то семья не смогла построить шалаш, то принято проводить время в общественной сукке, которую в наши дни устанавливают не только во дворах синагог, но и просто на улицах и площадях, в скверах и парках, возле торговых центров и кинотеатров и даже на автомобильных стоянках. Любой человек может войти в сукку, прочесть благословение и съесть свою трапезу.
В последний день Суккот евреи празднуют Симхат Тора, название этого праздника переводится как «Радость Торы». Это день, когда принято начинать читать Тору с первой главы Берешит, и в ознаменование этого праздничного события евреи танцуют прямо на улицах со свитками Торы в руках.