(20 сентября 2017) Рош ха-Шана – это единственный праздник, который начинается в начале месяца (1 Тишрея) и продолжается два дня (как в Израиле, так и за границей).
Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней – первых двух дней месяца Тишрей, – но эти два дня считаются одним длинным праздником, называющимся на арамейском языке «йома арихата» (длинный день).
Название Рош ха-Шана впервые упоминается в Мишне. В Торе этот праздник называется «Йом Труа» (Числа гл. 29, 1), или «напоминание о трубном звуке» (Левит, гл. 23, 24). Название «Йом Труа» связанно с особой заповедью приписанной этому празднику: издать трубный звук. Еврейские мудрецы установили, что «трубный звук» в «Йом Труа» означает трубить в шофар.
Как говорилось выше, в Мишне упомянуто несколько начал года. Но самым важным началом года является Рош ха-Шана, и поэтому, только эта дата удостоилась названия такого названия
Рош ха-Шана – судный день для человека и для мира
По еврейской традиции, Рош ха-Шана, в отличие от других еврейских праздников, является не только еврейским, но и универсальным праздником. Этот праздник относится ко всему миру и ко всем людям: Рош ха-Шана – это судный день для всего человечества, для всех людей в мире. Почему именно Рош ха-Шана был избран как всемирный судный день? Одним из ответов является то, что мир был создан в месяц Тишрей, и поэтому Рош ха-Шана означает не только начало года, а также рождение человечества. По этой причине в молитвах, читаемых в праздник Рош ха-Шана, упоминают также и начало человеческой истории, к примеру – историю Ноя и Всемирного потопа.
По-традиции, в Рош ха-Шана каждый человек осуждается за его проступки, совершенные в течение прошедшего года. В молитвах, читаемых в Рош ха-Шана, упоминается Судный день, в который все люди проходят перед Богом, как овцы перед пастырем или как солдаты, выстраивающиеся в шеренгу перед командиром, и Бог судит каждого из них за его деяния. Не только все люди получают в Рош ха-Шана личный приговор, но и народы и государства: «О государствах будет сказано тогда (в Рош ха-Шана, в судный день): этому война – а этому мир, этому голод – а этому процветание».
Почему трубят в шофар в Рош ха-Шана
Как говорилось выше, Рош ха-Шана является «Йом Труа», и отличие данного праздника в том, что во время него трубят вшофар. Еврейские мудрецы подчеркнули значение шофара, как знака Судного дня: шофар объявляет о начале заседания Небесного суда, во время которого Бог судит мир. А также шофар служит напоминанием всем людям, предстающим пред судом, он пробуждает в них страх перед Судным днем и побуждает их к раскаянию в их плохих деяниях. Эта связь между шофаром и раскаянием упоминается в Мидраше: шофар призывает: «Улучшите ваши деяния».
Еврейский философ Филон дает два ответа на вопрос, почему трубят в шофар: один ответ относится к еврейскому народу, а другой – ко всему человечеству. Для еврейского народа шофар является напоминанием звука трубы на горе Синай: «Были громы и молнии, и облако густое на горе, и трубный звук весьма сильный» (Исход, гл. 19, 16). Для остальных шофар является инструментом, призывающим к войне, или же предостерегающим о приближающейся войне. По словам Филона, звуки шофара в Рош ха-Шана напоминают еврейскому народу о произошедшем на горе Синай, а всему миру – о войнах и о надежде на их прекращение, и на исчезновение зла с лица земли. Как говорится в праздничной молитве: «И все зло (в мире) рассыплется, как дым, потому что сотрешь злых правителей с лица земли».
Имеется в виду просьба, обращенная к Богу, чтобы он уничтожил все плохие государства (и таким образом привел к прекращению войн).