(14 сентября 2017) Раньше он носил дреды и тюрбан, а теперь, ближе к сорокалетию, обрил голову наголо. Идан Райхель, пожалуй, – один из самых любимых израильских исполнителей, почитаемый всеми без исключения секторами нашего пестрого общества, в котором культурные предпочтения порой разнятся до непримиримости. Но в отношении Идана Райхеля мы имеем дело с национальным консенсусом.
В эти дни ему исполняется 40 лет – возраст первой творческой зрелости. Если задаться целью перечислить все виды его художественной и профессиональной деятельности, то это перечисление займет несколько строчек. Поэтому назовем лишь некоторые: композитор, автор текстов, аранжировщик, продюсер, исполнитель и т. д. А если обозначить всё это одним словом, получится слово «музыкант». Спокойное и скромное обозначение его работы и точная характеристика его личности, исполненной спокойного и скромного обаяния.
Его звездная слава началась в 2002 году сразу после выхода первого альбома «Проект Идана Райхеля». Это был не просто альбом, это был самый настоящий проект, объединивший музыкантов самых разных этнических групп и общин Израиля. Но чтобы понять, что представлял собой «Проект Идана Райхеля», нужно разобраться с самим музыкантом.
Он родился 12 сентября 1977 года в израильском городе Кфар-Сава, разговорное название которого, кстати, в переводе на русский язык звучит довольно забавно: «Дедушкина деревня». Репатрианты из бывшего СССР, знакомые с творчеством Чехова, очень любят шутить по этому поводу, вспоминая Ваньку Жукова и его письмо «на деревню дедушке». Но мы отвлеклись.
В девять лет он начал играть на аккордеоне, увлекался цыганской музыкой и танго. Позже в его жизнь пришли фортепиано и джаз. Свою музыкальную карьеру он начал в составе армейского ансамбля, затем некоторое время пребывал в безвестности, подрабатывая в разных местах в качестве пианиста, аккордеониста, аранжировщика, в том числе в легендарной тель-авивской школе «Шевах-Мофет», где в 2001 году подготовил саундтрек выпускного вечера и на протяжении всего вечера сидел за пультом.
В качестве аккомпаниатора он работал с известными израильскими исполнителями – Рики Галь, Эраном Цуром и Иври Лидером.
В тот же период он работал в школе-интернате, где было много детей – выходцев из Эфиопии, и тогда началось его увлечение эфиопской музыкой и фольклором, которые и легли в основу будущего проекта. Тогда же он обзавелся своими знаменитыми дредами, с которыми расстался некоторое время назад. Африканские напевы – не единственное пристрастие Райхеля. Его в равной степени увлекает музыкальная культура Индии, Иберийского полуострова, арабских стран.
Свой первый альбом Идан Райхель создавал, как это сейчас принято говорить, «на коленке», записывая треки в своей домашней студии, обустроенной в подвале родительского дома, куда он приглашал вокалистов, большей частью эфиопского происхождения.
Альбом имел грандиозный успех, а сам Райхель мгновенно стал звездой вначале израильского, а затем и мирового масштаба. В год выпуска альбома его автор был признан лучшим исполнителем Израиля, а сам альбом получил статус «платинового» и удерживал его на протяжении пяти лет. «Проект Идана Райхеля» получил продолжение в последующих альбомах. В 2005-м выходит альбом «Из глубины» («Ми-Маамаким»), название которого отсылает нас к 129 псалму, начинающемуся слов «Из глубины взываю…». И этот альбом также был трижды удостоен звания «платины». Год спустя – Международный альбом проекта The Idan Raichel Project (International), тоже троекратно платиновый, за ними последовали еще несколько успешных альбомов. Диск, выпущенный в 2008-м, назывался «В стенах своего дома» («Бейн кирот бейти»), а на зарубежный рынок он вышел под брендом Cumbancha и успешно продавался в 60 странах мира. Многие проекты Райхеля – международные, он работает с музыкантами со всего мира. Кроме того, он выпускает и сольные альбомы, в том числе последний, нынешнего года, где музыкант исполняет собственные песни и сам себе аккомпанирует на фортепиано.
Если говорить о жанровых пристрастиях Райхеля, то это в первую очередь этно, во-вторую – рок, а может быть и наоборот. Главное, что его музыка узнаваема с первых аккордов. При этом, многие его работы не вписываются в привычные жанровые рамки, когда в одной и той же композиции обнаруживаются мелодичные напевы и рокн-ролльные ритмы.
У Идана «русские» корни, оба его дедушки и одна из бабушек – выходцы из России, но сам музыкант, к его сожалению, русского языка не знает, что не мешает огромной популярности Райхеля в странах постсоветского пространства, где он не раз бывал на гастролях.
О Идане Райхеле можно говорить долго и вдохновенно, перечисляя его успешные проекты, всевозможные награды и прочие знаки признания. Но лучше всего о нем расскажет его музыка, которую можно слушать с утра до вечера.