(13 сентября 2017) Самая знаменитая в России танцевальная мелодия еврейского народа, известная со времен Советского Союза, – «Семь-сорок».
Как правильно исполнять этот танец, и какая страница в истории еврейского народа с ним связана, рассказывает председатель Волгоградского еврейского общинного центра рабанит Яэль Иоффе.
От фрейлехса до твиста
В начале прошлого века слова еврейской песни «Семь-сорок» положили на зажигательные ритмы популярного в народе танца. Так возникла мелодия «Семь-сорок».
— На постсоветском пространстве она стала одной из узнаваемых, — рассказывает Яэль Иоффе. — Между тем по времени возникновения она довольно молодая — ей чуть больше сотни лет. Первая пластинка с мелодией появилась в начале 20-го века.
В основе танцевальных движений «Семь-сорок» легко угадывается еврейский национальный танец фрейлехс. Танцуют его на свадьбе и бар-мицве – дне еврейского совершеннолетия.
— Мелодика позволяла, а танец и песня прекрасно ложились друг на друга, — поясняет Яэль. — Более того, многие советские песни прекрасно ложатся на движения фрейлекса.
Еврейская танцевальная традиция обогащалась за счет культурного обмена с той средой, где проживали общины. Поэтому танцевальный фольклор еврейских общин отличается по средствам пластической выразительности, темпу, ритму движений. Фрейлексы, в том числе «Семь-сорок», а также карагод, койлич, шер или хора наиболее распространены в Восточной Европе.
Кстати, движения фрейлехса перешли и в модный танец середины ХХ века твист.
Назвали в память о поезде
Объяснений необычному названию мелодии «Семь-сорок» существует немало.
— По одной из версий, оно связано с расписанием транспорта, — говорит Яэль. — В царской России евреям запрещали проживать в больших городах. В них они могли находиться только в дневное время. Поэтому многие селились в маленьких местечках, а чтобы заниматься бизнесом, ездили в Одессу. Уезжать домой приходилось на поезде, отправлявшемся в 7:40 утром и вечером.
В холодное время года, чтобы не замерзнуть, дожидаясь на перроне поезда, евреи грелись, пританцовывая. В это время еврейские музыканты играли веселую мелодию, которую назвали по времени прибытия состава. Так и возник народный танец.
По другой версии, название произошло от еврейского праздника Симхат Тора – люди видели, как в праздничный день евреи дружно поют и танцуют, и перефразировали название праздника по-русски в «Семь-сорок».
В конце XVIII века по указу Екатерины II для евреев была введена черта оседлости — граница, за пределами которой им запрещалось жить. В крупных городах евреям, за исключением купцов первой гильдии и лиц с высшим образованием, селиться не позволялось.
По принципу «иголочки»
— «Семь-сорок» основан на танцевальной традиции фрейлехса и очень прост — люди становятся в одну линию или в круг, берутся за руки или кладут их друг другу на плечи и танцуют в хороводе. При этом каждый двигается под музыку, — объясняет Яэль.
Круг может двигаться влево или вправо, извиваясь. Те, кто искусно танцуют, могут выходить на середину круга. Чем больше народу задействовано, тем лучше. Количество участников здесь не ограничено.
Танец не имеет устойчивого темпа. Так, если в кругу есть старики, фрейлехс исполняют в более медленном темпе.
— В еврейской танцевальной культуре две особенно ярких традиции – хасидская и йеменская. Их различия, как уже было сказано, отражают условия жизни, — объясняет рабанит. — Так, йеменский шаг – это осторожный шаг в сторону, вперед или назад, как будто пробуем ногой горячий песок, обжигаемся и тут же возвращаемся назад. Хасиды же, от кого и пошел фрейлехс, жившие в Восточной Европе, как правило, плясали в тесном кругу вместе. Движения слаженные, шаг — широкий, плавный, шаг «маим» перекрестный (в переводе «маим» — вода).
Здесь нет фиксированных па, характерны выразительные движения рук, выбрасываемых вверх, пальцы прижаты друг к другу, кисти рук производят вращательные движения. Круговая форма танца приобрела символическое значение и подчеркивает равенство всех участников, каждый из которых становится звеном замкнутой цепи.
По рисунку фрейлекс может напоминать «иголочку». Танцующие выстраиваются в линию друг за другом. Правая рука лежит на плече у впереди стоящего. Ведущий ведет «змейку» вправо-влево — как нитка с иголкой.
— Фрейлекс – ритмичная, живая музыка. Танцуется обычно на характерный ритм раз-два-три, раз-два-три, раз-два, — говорит Яэль. – Так сложилось, что «Семь-сорок» – это праздничный танец. Семантика названия фрейлекс – от слова радость.
Еврейский танец – коллективный общий, а значит, рассчитан на массовость. В нем каждый словно выражает свою радость. При его исполнении не оценивается мастерство каждого. Основная идея – быть сопричастным общей радости.
Женщины и мужчины танцуют раздельно
Как и в других национальных танцах, у еврейского фрейлекса и его последователя «Семь-сорок» есть свои табу.
— По еврейской традиции танцы четко делятся на мужские и женские. Это делается из соображений скромности, — поясняет Яэль. — До женщины, которая не является тебе матерью, дочерью либо женой, мужчина дотрагиваться не может.
Не приветствуется и смотреть на танцующую женщину. На семейных торжествах, например, свадьбах, зал делится на две половины. На одной танцуют и веселятся мужчины, на другой — женщины.
Еврейская традиция делает все для того, чтобы минимизировать неосвященные плотские порывы. Конечно, муж может пуститься в пляс со своей женой, но это не принято делать публично.
Костюм
В обычной жизни, как правило, танец исполняют в том, в чем есть. Если это сценический вариант, то не забываем, что костюм евреев — понятие относительное, поскольку он отличается у разных общин.
— Так как фрейлекс прежде всего ассоциируется с традиционными евреями Восточной Европы, то и костюм близок к хасидскому, — говорит Яэль. — Это кипа, темный низ, белый верх и обязательный элемент — жилетка. Потому что руками при исполнении фрейлекса зачастую держатся за жилет, это и обыгрывается в костюме.
Потанцуем? Основные движения
1. Займите исходное положение — руки согнуты в локтях. Локти направлены вперед, а ладони – к плечам. Сожмите ладони в кулак, а большими пальцами рук зацепитесь за проймы жилета.
2. Начинайте постепенно раскачивать тело в такт: вперед – назад, постепенно увеличивая амплитуду раскачиваний. Руки — в исходном положении.
3. В такт музыке поочередно вскидывайте колени. Корпус тела при этом откидываете сначала вперед, после – назад, изображая движение маятника.
«Семь сорок» — танец, который хорошо смотрится, когда его исполняют несколько людей. Только стоит помнить о том, что двигаться танцоры должны синхронно: одновременно все наклоняются вперед, а потом одновременно – назад.