(7 сентября 2017) О строительстве в Набережных Челнах (Татарстан) первого иудейского храма стало известно накануне. Пока нет ни проекта, ни источников финансирования, есть лишь выделенная земля в 4 тыс. «квадратов» на берегу Мелекески.
Деньги евреи будут собирать всем миром, сообщил инициатор строительства Леонид Штейнберг. Однако глава еврейской общины Татарстана Михаил Скоблионок в разговоре с «БИЗНЕС Online» предположил, что раз о выделении участка попросил сам Берл Лазар, то он же и раскошелится.
С письмом к челнинским властям по поводу строительства иудейского храма обратились главный раввин России Берл Лазар и президент еврейских общин РФ Александр Борода (справа)
СИНАГОГА МЕЖДУ МЕЧЕТЬЮ И ЦЕРКОВЬЮ
В Набережных Челнах на правом берегу реки Мелекески за культурным центром «Эврика» появится своя синагога. Исполком автограда выделил земельный участок площадью 4 тыс. кв. м в микрорайоне Замелекесье под застройку культового сооружения. Как сообщил «БИЗНЕС Online» председатель еврейской национальной культурной автономии города Леонид Штейнберг, с письмом к городским властям обратились главный раввин России Берл Лазар и президент федерации еврейских общин России Александр Борода. На данный момент, по информации пресс-службы администрации города, идет формирование земельного участка и постановка его на кадастровый учет. Участок предоставляется на безвозмездной основе.
По словам Штейнберга, еврейская община в Челнах подняла вопрос строительства синагоги только в этом году. «Мы настойчиво до этого не обращались, — пояснил организатор будущей стройки. — Сейчас пришло время, потому что теперь в республике есть большая синагога, очень авторитетная. Раввин есть, работающий с нашими государственными структурами, тем более в такой толерантной республике. Мы обратились в администрацию города, было полное понимание председателя исполкома и мэра. Потом мы поехали в Казань, доложили раввину, раввин приехал сюда, мы ему показали место, он переговорил с Москвой, Москва прислала письмо, письмо пришло мэру. Когда это все запустили, в Челны приехали люди на передвижной синагоге, — приехал сын Берла Лазара. У него была миссия — посмотреть, как у нас все идет. Ему показали, он остался доволен».
Замелекесье обещает стать неким пространством единения трех конфессий в Челнах. Рядом с предполагаемой синагогой уже находится мечеть, кроме того, планируется построить и кряшенскую церковь
Выбор места организатор стройки объяснил просто: Замелекесье — место тихое и спокойное. Кроме того, оно обещает стать неким пространством единения трех конфессий. Дело в том, что совсем рядом с предполагаемой синагогой — на одной улице — уже находится мечеть «Утыз Имяни», построенная на средства бизнесмена, «короля недвижимости» Алексея Миронова. Кроме того, планируется в Замелекесье построить и кряшенскую церковь в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Участок под нее был выделен еще в прошлом году рядом с улицами Гостева и Жданова. Планируется, что приходской комплекс будет включать в себя храм, дом причта, детскую площадку, хозблок, киоск, часовню. Получается, что синагога встанет аккурат между мечетью и церковью.
Проекта синагоги как такового пока нет, однако уже известно, что в него войдет не только молельное помещение, но и школа, столовая для малоимущих, учебные классы, библиотека. «Как и любая структура, связанная с религией, синагога будет строиться на пожертвования людей. Когда церкви в Челнах строились, восстанавливались, мы помогали — я лично помогал. И когда мечети строились — помогали. Теперь время пришло и нашим друзьям помочь создать культурно-религиозный центр для еврейского народа», — сказал Штейнберг.
Леонид Штейнберг: «Когда церкви в Челнах строились, восстанавливались, мы помогали. И когда мечети строились — помогали. Теперь время пришло и нашим друзьям помочь создать культурно-религиозный центр для еврейского народа»
Что касается паствы, то, вероятнее всего, на первых порах ею станут постоянные члены еврейской общины, которая в Челнах насчитывает около 500 человек. По словам Штейнберга, сейчас община проводит совместные национальные праздники, организовывает встречи, где рассказывают об истории еврейского народа, обсуждают проблемы. Собственно, все это предполагается проводить и в будущей синагоге. «Даже похоронить по еврейским обычаям сейчас не можем! — восклицает Штейнберг. — У меня есть товарищ, он по папе татарин, а мать у него еврейка. И когда она умерла, он взял ее фамилию. И такие судьбы бывают… Евреи же по всему миру разбросаны, будем помогать находить своих родственников в других странах и континентах. Помогать в лечении будем».
Ицхак Горелик (справа) обосновал отсутствие в Челнах молитвенного дома иудеев тем, что у активной еврейской общины автограда нет своего духовного лидера
«СОБРАТЬ С ЕВРЕЕВ ДЕНЬГИ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО»
Сейчас на весь Татарстан есть лишь одна синагога, которую после реставрации с помпой открыли в Казани в позапрошлом году. А в Челнах, подтвердил «БИЗНЕС Online» главный раввин Татарстана Ицхак Горелик, иудеи до сих пор ютятся на арендованных площадях. Да и раввина там постоянно действующего пока тоже нет. Еще два года назад на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» Горелик обосновал отсутствие в Челнах молитвенного дома иудеев тем, что у активной еврейской общины автограда нет своего духовного лидера.
Проекта синагоги как такового пока нет, однако уже известно, что в него войдет не только молельное помещение, но и школа, столовая для малоимущих, учебные классы, библиотека
«На религиозные праздники и другие важные мероприятия для проведения служб раввина в Набережные Челны мы присылаем из Казани», — рассказал Горелик. Сегодня численность еврейской общины в Татарстане составляет более 10 тыс. человек. Из них, по оценке Горелика, примерно 5–6 тыс. тех, для кого синагога — образ жизни. Однако в Челнах прихожан значительно меньше. Если говорить о тех, кто регулярно приходит на службы, то речь идет пока лишь о нескольких десятках. Очевидно, что такая малочисленность паствы связана как раз-таки с отсутствием раввина. При этом Горелик отметил, что на сегодняшний день еврейская община очень серьезно взялась за вопрос строительства синагоги, и он поднят уже на уровень федерации еврейских общин и главного раввина России. Наш собеседник выразил уверенность, что синагога в Челнах может появиться в довольно сжатые сроки, правда, не став при этом уточнять, в какие именно. Горелик лишь заявил, что в ближайшую неделю у него должна состояться встреча с главным раввином России Лазаром, после которой он сможет сказать по поводу строительства синагоги что-то определенное. Пока же обсуждаются вопросы проекта синагоги. Планируется, что она не будет огромной, а рассчитанной примерно на одновременное присутствие 200 человек.
«Это должна быть не просто синагога, это должен быть дом для общины, чтобы там были предусмотрены и помещения для общины — воскресная школа, к примеру», — посоветовал Горелик. Имя раввина, которого поставят служить в синагоге, главный раввин Татарстана тоже не назвал. «Есть разные предложения, но с конкретной кандидатурой мы пока не определились», — заявил он.
Михаил Скоблионок: «Если речь идет о строительстве синагоги при общинном центре, то денег на ее строительство выделю, но если речь идет о молельном зале, который к тому же будет принадлежать хабаду, денег не дам»
Известный предприниматель, президент Еврейской национальной культурной автономии РТ Михаил Скоблионок считает, что если с просьбой о выделении участка для строительства синагоги в челнинский исполком обратился сам Лазар, то и деньги на ее строительство будет целевым образом выделять он же. «Но нужно иметь в виду, что Берл Лазар — это хабадный раввин (хабад — направление в хасидизме, иудейское религиозное движение, также называется любавичским хасидизмом. Резко выделяется среди других хасидских движений своим особым стилем. Благодаря усилиям последнего лидера Хабада Менахем-Мендла Шнеерсона обучение иудаизму было распространено во многих странах, включая страны бывшего СССР, где в результате были созданы и развиты еврейские общины, — прим. ред.). Если он просит участок, то это будет хабадная синагога и принадлежать будет хабаду. Казанская синагога, например, находится в общинном центре, в котором [находятся] все еврейские организации, это не синагога в чистом виде. И когда мы реконструировали казанскую синагогу, Берл Лазар отказался вкладывать деньги как раз потому, что синагога в Казани у нас не хабадная».
Кстати, о челнинской синагоге Скоблионок узнал впервые от корреспондента БИЗНЕС Online, заметив при этом, что только накануне разговаривал со Штейнбергом и тот ни словом не обмолвился о строительстве такого знакового для всех иудеев сооружения. К самой идее предводитель татарстанских евреев отнесся положительно, высказав при этом с определенной долей юмора предположение, что собрать деньги будет очень нелегко. «Строительство любого культового заведения — это хорошо. У людей сегодня нет веры ни во что. Самый плохой человек тот, который ни во что не верит. Поэтому если мы вернемся к тем временам, когда люди станут верить в Бога, свои поступки согласовывать с какими-то устоями, будет очень хорошо. Но собрать с евреев деньги очень тяжело, а особенно тяжело собрать с евреев деньги на строительство синагоги. Потому что синагога — это место для молитв. В ней собираются в основном только верующие люди. Поэтому если речь идет о строительстве синагоги при общинном центре, то денег на ее строительство я с удовольствием выделю, но если речь идет исключительно о молельном зале, который к тому же будет принадлежать хабаду, я, конечно же, денег не дам», — сказал «БИЗНЕС Online» «главный еврей» Татарстана.
На данный момент, по информации пресс-службы администрации Челнов, идет формирование земельного участка и постановка его на кадастровый учет. Участок предоставляется на безвозмездной основе
«ЕСЛИ УЖ ВЫДЕЛЯЮТ ЗЕМЛЮ ПОД КУЛЬТОВОЕ СООРУЖЕНИЕ, ТО ЧТОБЫ ПРОСТО ДРУГ ДРУГУ НЕ МЕШАТЬ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» из числа жителей автограда выразили свое отношение к новости о будущем строительстве в городе синагоги.
Евгений Гольдфайн — бывший главбух КАМАЗа, совладелец ООО «Региональная Телемедика»:
— Я хоть и являюсь чистокровным евреем, но обстоятельства сложились так, что всю жизнь провел в военных городках и был далек от религиозной культуры. Поэтому говорить, что я член еврейской общины города, было бы не совсем правильно, равно, как говорить, что я исповедую иудаизм — я саентолог. Тем не менее, любое духовное развитие я приветствую. И здесь что-то, кроме положительных пожеланий, я высказать не могу. Каких-либо конкретных данных о количестве членов еврейской общины Набережных Челнов у меня нет, но, наверное, среди них данное культовое сооружение будет пользоваться популярностью. Это и будет духовным развитием, не атеистическим, которое я приветствую. Более того, я думаю, что приму посильное участие в финансировании строительства.
То, что участок под синагогу выделен недалеко от мечети в Замелекесье, в этом нет ничего такого, — это нормально. Татарстан является уникальным регионом. Я считаю, он самый безопасный на планете в плане межрелигиозных, межконфессиональных, межэтнических отношений. Дело в том, что в республике примерно 50 процентов татар и 50 процентов русскоговорящих представителей других национальностей. И что интересно, около половины татар находятся в смешанных браках. У меня самого два племянника татары, трое внуков татары. И в этом демонстрация реального безопасного окружения, в котором уживаются все. И это невозможно разрушить, потому что повязались уже и семьями, и соседством, и так далее. Это является и дальнейшим залогом безопасности нашего региона.
Альфас-хазрат Гайфуллин — имам-мухтасиб Набережных Челнов:
— Мы, конечно, не против строительства в Набережных Челнах синагоги. Это такая же официально признанная религия — мусульмане, христиане, иудеи. Пусть, конечно, строят. Соседство синагоги с мечетью «Утыз Имяни» не считаю чем-то нехорошим. Разрыв, конечно, должен быть. Это на Святой земле, где Иерусалим, строят рядом и иудейские храмы, и мусульманские, и православные. Но это же Святая земля. А у нас участков предостаточно. Поэтому если уж выделяют землю под культовое сооружение одной религии, то для культового сооружения другой… уже какой-то разрыв был, чтобы просто друг другу не мешать. А так, конечно, пусть строят. Если к нам будет обращение с просьбой о помощи, думаю, мы не откажем, вопросов не будет. Хотя, конечно, каждый человек этот вопрос для себя решает сам.