(26 июля 2017) Всем известно, что июль и август – самые жаркие месяцы в Израиле. Судя всему, жарче всего будет в Тель-Авиве: именно здесь интенсивность культурных событий зашкаливает за самую высокую отметку.
Наш традиционный обзор важнейших культурных событий нынешнего лета начнем с рассказа об очередной премьере в Израильской опере: «Мадам Баттерфляй» (или «Чио-Чио-Сан») Джакомо Пуччини в постановке Израильской оперы в сотрудничестве с миланской «Ла-Скала». Представления будут проходить до 28 июля. Дирижирует Даниэль Орен – один из лучших оперных дирижеров мира, а поставил спектакль не менее знаменитый японский режиссер Кэйта Асари. Это его первая работа в Израильской опере.
Привлечение в качестве постановщика японского режиссера придало спектаклю аутентичность. Действие оформлено в точном соответствии с японскими традициями, в него внесены важнейший символы Японии, причем не так, какими их видели европейцы в конце позапрошлого века, а так, как это умеют делать в самой Японии: с вниманием к каждой детали. Обратите внимание на рабочих сцены: они становятся полноправными участниками действия, подобно актерам театра Кабуки, они неслышно и мягко передвигают декорации, меняют мизансцены, всякий раз создавая новый антураж.
Трагическая история юной гейши Чио-Чио-Сан, временной жены американского морского офицера Пинкертона – один из лучших оперных сюжетов. У этой истории есть по меньшей мере два литературных первоисточника – речь идет о рассказе Джона Лютера Лонга «Мадам Баттерфляй» и повесть Пьера Лоти «Мадам Хризантема», действие которых, как и оперы Пуччини, происходит в японском городе Нагасаки. Кроме того, на Пуччини оказала влияние пьеса «Гейша» Давида Беласко, которую он написал под впечатлением от рассказа Лонга и которую композитор увидел в 1900 году в Лондоне.
Первое представление оперы прошло в «Ла-Скала» в 1904 году.
Представления «Мадам Баттерфляй» пройдут в тель-авивском Центре сценических искусств 14 – 28 июля.
***
Уникальную возможность посмотреть спектакль Кама Гинкаса «Черный монах» по одноименной повести Чехова получил израильский зритель благодаря существованию киноверсии. Единственный показ пройдет в помещении театра «Гешер» 22 июля.
Это стало возможным в рамках проекта Cinema-Theater продюсерского центра MAVO.
Спектаклю «Чёрный монах» режиссера Кама Гинкаса в октябре 2017 года исполняется 18 лет, но он не сходит со сцены Московского театра юного зрителя, по-прежнему востребован публикой, и желающих посмотреть этот спектакль не становится меньше.
Эта постановка удостоилась самых высоких отзывов критиков и зрителей, ее называют «спектаклем-легендой, в котором идеальным образом сочетаются практически нетронутый чеховский текст, гениальная режиссура Кама Гинкаса, феерическая фантазия художника-сценографа Сергея Бархина и виртуозная, филигранная работа всех четырех актёров, занятых в постановке, – Сергея Маковецкого, Игоря Ясуловича, Юлии Свежаковой и Валерия Баринова».
Съёмки спектакля велись одновременно с 16 кинокамер профессиональными операторами. Поэтому киноверсия «Чёрного монаха» даёт возможность всем без исключения зрителям рассмотреть мельчайшие детали, высветить нюансы каждой сцены. Здесь, как и положено киноматериалу, есть крупные планы, фиксация на отдельных кадрах, все вместе усиливает впечатление от просмотра. Кстати, многие, кто видел и оригинальный спектакль, и киноверсию, признавались, что после просмотра открыли для себя много нового.
В нашей стране спектакль ни разу не был показан, несмотря на то, что побывал во многих странах мира, но благодаря киноверсии у израильских поклонников творчества Чехова и Кама Гинкаса появилась прекрасная возможность познакомиться с этой работой. Еще одна важная деталь: спектакль сопровождается титрами на английском языке, что позволит посмотреть его не только тем, кто владеет русским языком. И последнее, но не менее важное замечание: поскольку речь идет о кинопоказе, стоимость билетов намного ниже, чем при показе оригинального спектакля.
***
Третья тема нашего обзора – танцевальная. В августе в тель-авивском Центре Сузан Далаль откроется международный танцевальный фестиваль TelAviv Dance 2017.
Его программа состоит из выступлений дюжины зарубежных танцевальных ансамблей из Германии, Китая, Венгрии, Испании, Турции, Бельгии, Швеции, Украины, которые представят публике 28 спектаклей. Кроме того, зрителей ждут выступления 37 израильских коллективов и солистов, в том числе семь премьерных представлений. Фестиваль будет продолжаться три месяца – это поистине грандиозное событие, которое позволит поклонникам Терпсихоры насладиться потрясающими танцевальными зрелищами. Израильскому зрителю будут представлены лучшие произведения современного балета, поднимающие темы не только чистого искусства, но и острые политические проблемы, и задающие вопросы о роли танца и балета в искусстве и их влиянии на общество.
Поскольку фестиваль продлится до конца октября, мы не будем анонсировать все его события, ограничимся лишь теми, что будут представлены израильскому зрителю в августе.
DUST, хореография Roderick George, ансамбль Noname Artist (7-9 августа)
Мужской состав из четверых танцоров исполнит произведение, удивительным образом сочетающее в себе свободу и гибкость хип-хопа и структурную жесткость классического балета. Труппа была основана в 2015 году в Берлине танцором и хореографом Родериком Джорджем, в прошлом солистом американского танцевального ансамбля «Сидар Лейк». В нынешней постановке хореограф использовал музыкальные треки пары ди-джеев SAD. Такое музыкальное сопровождение разряжает присущую балетным спектаклям чопорность, создавая атмосферу ночного городского клуба.
«Кармен», хореография Vincze Balázs, венгерский ансамбль современного балета Ballet Pécs( единственное представление 10 августа).
Новая трактовка классического драматического произведения с элементами акробатики, яркими художественными образами, смелыми декорациями и пестрой цветовой гаммой. Эту постановку для 16 танцоров, включающую в себя элементы фольклора и другие неординарные приемы, можно смело назвать радикальной.
«Холодная стрела»/«Игра Го», хореография ZhaoLiang и MaBo, Beijing Dance / LDTX (12 августа – два спектакля)
Первая в истории современного Китая независимая танцевальная компания, действующая без правительственной поддержки. Beijing Dance / LDTX была основана в 2005 году хореографами Willy Tsao и Li Han Zhong – наиболее влиятельными фигурами в области современного танца в Китае. Название ансамбля – это аббревиатура из слов известной китайской пословицы: «Гром, сотрясающий Вселенную». Владея отличной техникой, танцоры ансамбля переходят от захватывающего дух синхронного танца к полному хаосу. Произведение насыщено аллюзиями из китайской культуры, становясь поэтической метафорой игры жизни.
«Дневник путешественника», хореография Beyhan Murphy, Modern Dance Theatre Istanbul (18-19 августа)
Единственный в Турции официально признанный ансамбль современного балета гастролирует с новыми произведениями по всему миру. «Дневник путешественника» приурочен к четырехсотлетнему юбилею произведений известного османского путешественника Эвлия Челеби, который в течение 40 лет странствовал по Османской империи и соседним странам, описывая свои многочисленные приключения в дневнике. В спектакле переплетаются две сюжетные линии: описание географических путешествий Эвлия Челеби и душевных скитаний современной турецкой писательницы Элиф Шафак. По сути, это путешествие в прошлое и будущее тюрков-кочевников, и сегодня испытывающих непреодолимую тягу к приключениям. Это второй визит ансамбля в Израиль.
«Petisa Loca», ансамбль Сары Каллеро(24-25 августа)
Испанская дива, исполнительница фламенко, возвращается в Центр сценических искусств им. Сузан Далаль с новым произведением, созданным под влиянием большой эмиграционной волны из Испании в середине XIX века. Это история женщин-эмигранток, история о страхе перед неизвестностью и надежде на лучшее будущее. Музыкальное сопровождение: знаменитая испанская певица фламенко Хема Кабаллеро и гитарист Хосе Алмарча
«Меж ветров», City Contemporary Dance Company, Гонконг (28-30 августа)
Захватывающее эпическое действо, состоящее из отрывков избранных произведений ансамбля, существующего вот уже 40 лет под руководством знаменитого хореографа Вилли Тсао (Willy Tsao). Подготовленный для израильской публики концерт состоит из шести произведений, написанных под влиянием классического китайского романа «Сон в красном тереме», повествующего об упадке семейства Цзя, и великого «Превращения» Франца Кафки.
В сентябре фестиваль возьмет перерыв на период еврейских праздников, чтобы вернуться к зрителю в октябре. Мы непременно расскажем нашим читателям о самых интересных событиях осенней сессии фестиваля.