(16 марта 2015) Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения Народного артиста СССР, советского театрального актёра, режиссёра и педагога, а так же общественного и политического деятеля Соломо́на Миха́йловича Михо́элса.
Соломон Михо́элс родился 16 марта 1890 года в Динабурге в то время Витебская губерния в Латвии. Тогда он был обычным еврейским ребенком получал традиционное еврейское начальное образование в хедере и носил свою настоящую фамилию — Вовси. По словам самого актёра, он «лишь в тринадцать лет начал обучаться систематически светским наукам и русскому языку». В 1908 г. окончил реальное училище в Риге и в 1911 году поступил в Киевский коммерческий институт, но не окончил его — был исключён за участие в студенческих волнениях. С 1915 по 1918 год также учился на юридическом факультете Санкт-Петербу́ргского госуда́рственного университе́та.
После Октябрьской революции в 1918 году поступил в организованную в Петрограде Еврейскую театральную студию А. М. Грановского. С 1919 г. активно играл на сцене. Играл в пьесах «Слепые» Метерлинка, «Амнон и Томор» Ш. Аша, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, в собственной пьесе «Строитель».
В 1920 году вместе со студией переезжает в Москву, где в 1925 году студия становится Московским государственным еврейским театром — ГОСЕТ.
С ГОСЕТом Михоэлс гастролирует в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах и Австрии.
После невозвращения А. М. Грановского из-за границы — с 1929 года — становится художественным руководителем и главным режиссёром этого театра. Наряду с театральной работой Михоэлс преподает в училище при Московском еврейском театре.
В годы Великой Отечественной войны вместе с театром ГОСЕТ в 1941 году отправляется в эвакуацию в Ташкент, где участвует в работе не только еврейского театра, но и Узбекского театра драмы им. Хамзы, а также Узбекского государственного театра оперы и балета.
В феврале 1942 года, когда по инициативе советского руководства для «вовлечения в борьбу с фашизмом еврейских народных масс во всем мире» был создан Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), Михоэлс становится первым председателем этого комитета. В 1943 году от ЕАК он ездит в США, Канаду, Мексику и Великобританию с пропагандистскими заданиями организации финансовой поддержки военных действий СССР.
В феврале 1944 совместно с И. Фефером и Ш. Эпштейном написал письмо И. Сталину с просьбой об организации еврейской автономии в Крыму.
Работая театральным режиссером, Соломон Михо́элс поставил в советской России:
«Нит гедайгет» П. Д. Маркиша (1931)
«Разбойник Бойтре» М. Кульбака (1936);
«Семья Овадиса» П. Д. Маркиша (1937);
«Суламифь» С. З. Галкина (1937);
«Тевье-молочник» Шолом-Алейхема (1938 — ГОСЕТ, 1940 — Харьковский театрукраинской драмы);
«Соломон Маймон» М. Н. Даниэля (1940);
«Блуждающие звёзды» Шолом-Алейхема (1941);
«Муканна» Х. Алимджана (Узбекский театр драмы имени Хамзы, 1943);
«Фрейлехс» З. Шнеера (1945);
«Леса шумят» А. Брата и Г. Линькова (1946).
А так же снялся в шести советских картинах:
1925 — Еврейское счастье — Менахем Мендель
1932 — Возвращение Нейтана Беккера — Цалэ Беккер
1935 — Лунный камень («Памир») — проводник
1936 — Искатели счастья — консультант
1936 — Цирк — зритель в цирке, исполняющий колыбельную песню
1938 — Семья Оппенгейм — Якоби, врач-офтальмолог
Так же голос Соломо́на Михо́элса звучит в фильме «Конь белый» снятом в 1993 году Гелием Рябовым.
материал подготовил
Дмитрий Булычев Инфоцентр ДДНТ